Древний Рим и современность. Часть 4.

Впервые опубликовано на сайте rubicon.kz 12 ноября 2016 года.
Продолжение Часть 3.
Нора Бекмаханова: «Эмоциональная чума».

Попробуем разобраться в явлении, которое В. Райх назвал «эмоциональной чумой», и в этом его, несомненно, выдающаяся заслуга в области современной психологии. Он отмечал, что индивид, зараженный эмоциональной чумой, смотрит на вещи иначе. Цель его не идентична реальной цели. Предполагаемой целью германского фашизма, к примеру, было «сохранение миролюбивой германской нации», а реальной, основанной на характерной структуре – была империалистическая война, покорение мира и ничего, кроме этого. Основная характеристика охваченного чумой индивида состоит в том, что он серьезно и честно верит предполагаемому мотиву. Мне бы хотелось подчеркнуть, что невозможно понять характерную структуру пораженного чумой индивида, если не отнестись серьезно к следующим фактам: зачумленный индивид действует под влиянием определенного импульса, независимо от того, насколько благородны его побуждения, он не может выбрать никакой другой образ действий, кроме обусловленного «эмоциональной чумой».

Для того, чтобы раскрыть понятие «эмоциональной чумы», мы обратимся к книге Пола Хлебникова «Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России», (2001 г.).

Пол Хлебников трагически погиб в России, нет в живых и Бориса Березовского, и Бориса Ельцина – президента России, но то, что они сделали ощущается в России и сегодня.

Журналист писал: «Превращение России из мировой сверхдержавы в нищую страну – одно из самых любопытных событий в истории человечества. Это крушение произошло в мирное время всего за несколько лет. По темпам и масштабам этот крах не имеет в мировой истории прецедента».

Многое было непонятно для Пола Хлебникова в России, он был не склонен высоко оценивать колоссальные достижения советского народа, достигнутые, несмотря на огромные трудности. И все-таки он был вынужден признать: «Но как все изменилось сегодня! Россия откатилась назад, далеко назад. Анализ Всемирного банка показывает: в 1997 году Россия по масштабам экономики занимала 18 место в мире, пропустив вперед такие страны, как Испания, Южная Корея и Бразилия. По валовому продукту на душу населения Россия была отброшена на 95 место, средний американец или немец дает экономике в 11 раз больше, чем средний россиянин. Другими словами, в ходе двух последних десятилетий экономическая мощь России рассыпалась с такой скоростью, какой еще не знала история мира…

Демографическое будущее представляется туманным. Народ полностью деморализован. Можно сказать, что россияне совершают коллективное самоубийство… Без сомнения, Россия, как географическое единство, будет существовать еще долго. Константинополь существует по сей день – как место на карте, которое называется Стамбул – но великая и славная Византийская империя живет только в музеях и учебниках истории. Точно так же и существование России – как народа и культуры – вопрос очень спорный».

В отличие от целого ряда российских деятелей культуры, писателей и журналистов, богачей и их лакеев, Хлебников говорит о крушении СССР без глумливых усмешек или нескрываемой радости. Он понимает: свершилась одна из самых страшных и загадочных трагедий мировой истории.

Но почему же это не заметил сам русский народ, который обрекли на вымирание? Более того, почему значительная его часть покорно последовала за деятелями, которые повели его по этому пути? Это пример логики «зачумленного человека», как его описывал В. Райх. «…пораженный чумой человек, защищенный субъективной убежденностью, не понимает, что его действия приносят вред и не страдает от этого. Мужчина может добиваться опеки над ребенком, потому что ненавидит жену, которая, скажем, неверна ему. При этом он честно верит в то, что действует «в интересах ребенка», а скорректировать свою позицию неспособен, даже если ребенок страдает без матери, болеет и может даже умереть. Пораженный эмоциональной чумой отец будет тщательно вырабатывать всевозможные рационализации, чтобы сохранить уверенность, что он, забирая ребенка от матери, и, возможно, обрекая его на смерть, действовал «исключительно для его блага».

Такой отец не может понять, что реальный мотив его действий – садистское и бесчеловечное наказание матери и ребенка. Зачумленный человек, в противоположность нормальному характеру, постоянно испытывает сильнейшую зависть и смертельную ненависть ко всему здоровому.. Это относится к любым жизненным ситуациям. Пораженный чумой характер при любых обстоятельствах и любыми способами будет стараться так изменить окружающих людей, чтобы ни в коем случае не был задет его образ мыслей и чувств. Он воспринимает все, что противоречит его образу жизни, как провокацию, и постоянно борется с этим. Такая позиция особенно заметна у аскетов, которая выражается следующим образом: «Другие не могут быть счастливее меня, они должны страдать так же». Эта исходная позиция в каждом случае так хорошо закамуфлирована идеологией или жизненной теорией, которая сама по себе кажется логичной, что необходим большой опыт, чтобы обнаружить и раскрыть ее.

Не стоит считать, что западные и европейские страны не коснулась зараза эмоциональной чумы, только другой ее разновидности. Базовая установка сексуально ущербного невротического характера может в любой момент принять форму эмоциональной чумы. Обычно происходит следующее: влечение, которое сдерживается с помощью культурных и религиозных идеалов, прорывается, сексуальность пораженного чумой индивида всегда тесно связана с садизмом и порнографией из-за сосуществования сексуальной похотливости (благодаря неспособности получить сексуальное удовлетворение и садистской морали). Такова данность структуры этого типа. Он не может изменить ее, даже если обладает пониманием и знаниями, и не способен ни на что, кроме порнографической похоти и одновременно садистского морализаторства.

Это – ядро характерной структуры эмоциональной чумы. Она порождает безудержную ненависть, направленную на любой процесс провоцирующий влечение, а вместе с ним и тревогу. Требование аскетизма направлено не только на себя самого, но садистским образом на естественную любовь других людей. Пораженные чумой индивиды в достаточной мере склонны формировать социальные круги, которые становятся центрами общественного мнения, характеризуемого активной нетерпимостью в вопросах естественной любовной жизни. Такие центры есть везде, они хорошо известны. Под маской «культуры» и «морали» они неумолимо преследуют всякое проявление естественной любви. За время своего существования они развили гораздо более «совершенную», чем ранее, технику осуждения.

Клинические исследования не оставляют сомнений в том, что эти круги пораженных чумой индивидов, замечает В. Райх, занимающихся болтовней о сексе и клеветой, представляют собой своеобразную разновидность сексуального удовлетворения. Это способ получить сексуальное удовлетворение, исключив естественное функционирование. В этих кругах вовсе не редкость гомосексуализм, сексуальные связи с животными и другие извращения. Садистское осуждение направлено на естественную сексуальность других людей, особенно детей и подростков. В то же время, оно как будто не замечает извращенной собственной сексуальной активности. Кажется, что эти люди сидят в секретном суде и выносят приговор естественной сексуальности других, имея на своей совести множество «искалеченных» человеческих жизней.

Стоит поподробнее остановиться на том, как же действуют в жизни эти «искалеченные» люди. Панцирь мышечный – это совокупность хронических мышечных судорог, которая закаляет человека, не допуская проявления чувств и ощущений органов, в особенности страха, гнева и полового возбуждения.

Пораженный чумой индивид получает много вторичного, садистского удовлетворения от своего деструктивного поведения, что не принимает никакой коррекции. Действия здорового индивида вытекают непосредственно из резервуара биологической энергии, как и действия зачумленного человека. Но в последнем случае при каждом действии энергия вынуждена пробиваться сквозь характерологический и мышечный панцирь, и в результате самые лучшие мотивы оборачиваются антисоциальными и иррациональными действиями. Проходя сквозь характерный панцирь, действия меняют свою функцию. Импульс начинается с рационального намерения, но скованность панцирем делает естественное и органическое развитие импульса невозможным. Пораженный чумой индивид переживает это как нестерпимое торможение: ведь для того, чтобы как-то выразить себя, импульс должен сначала пробить панцирь, но во время этого процесса теряется исходное намерение и рациональная цель. Результат действия содержит очень малую долю исходного рационального намерения и отражает лишь деструктивность, которая была мобилизована для прорыва сквозь панцирь. Жестокость пораженных чумой людей соответствует неосуществленному прорыву мышечного и характерного панциря. Разрушение панциря невозможно, потому что чумные действия никогда не обеспечивают оргастической разрядки энергии и не сопровождаются рациональной уверенностью в себе. Таким образом, можно понять многие противоречия в структуре пораженного чумой индивида. Такой человек может стремиться к любви и может найти женщину, которую, по его разумению, он будет любить, но как только он убеждается в своей неспособности любить, тут же доводит себя до садистского безумия против самого себя или против любимой женщины, безумия, которое нередко кажется убийством.

Основная характеристика зачумленного человека состоит в противоречии между сильной жаждой жизни и неспособностью реализовать это соответствующим образом из-за собственного панциря. Внимательное наблюдение позволяет обнаружить, что политический иррационализм в Европе характеризуется как раз таким противоречием: самые лучшие намерения и импульсивная логика привели к деструктивным результатам.

Необходимо научиться понимать этот язык, а не впадать в шоковое состояние от этих надломленных и озлобленных людей, предупреждал ученый. Человек нормальный запирается в четырех стенах за спущенными шторами, если яркий солнечный свет раздражает его и когда он не может выстоять перед лицом природных сил. Старая дева сплетничает, рассказывая дурные истории о влюбленных, потому что ее организм не способен вынести возбуждения, когда дело касается функционирующей вокруг нее любви. Биопат-фюрер убивает миллионы людей, поскольку он не выносит ни одного проявления живого. Преступник убивает того, кто вызывает в нем чувство доброты и гуманности. Шизофреник разрывается на части эмоционально и биологически.

В борьбе с эмоциональной чумой мы столкнулись с самым дурным обличием «человека нормального» – с фанатичной мистикой и стереотипами, свойственными человеческому существу, которое бежит от себя по той же причине, что вызывает кататонический срыв у наших пациентов: ужас перед плазматическим потоком организма, не позволяющим справиться с мощными биоэнергетическими эмоциями, и потеря естественных функций саморегуляции. Все нападки на нашу научную работу на протяжении последних 25-ти лет совершались такого рода людьми из различных организаций и социальных институтов. «Человек нормальный» боролся с оргонными биофизиками по тем же причинам, которые заставляли его сжигать тысячи ведьм, убивать миллионы в концлагерях, применять шок на миллионах пациентов, которые сопровождались смертельными случаями: это ужас человеческого существа перед силами, которые он неспособен пережить в себе. Если мы не соберем все мужество, чтобы отстоять эту догадку, мы несостоятельны, как психиатры, терапевты и воспитатели.

Эмоциональная чума, открытая Вильгельмом Райхом собрала богатый урожай в России в период ельцинского правления страной. Пол Хлебников писал в своей книге: «Организованная преступность в России… составляла основу ельцинского режима. А что же сам Борис Ельцин: гигант, разбивший коммунизм, положивший конец десятилетиям советского империализма? Все его правление – это почти полный и безоговорочный провал. Проводимые им выборы были свободными, но вовсе не справедливыми.

Рынок был свободным, но только для маленькой кучки игроков. Принесенная Ельциным свобода оказалась таковой в основном для горстки политических лидеров и «приближенных» капиталистов. Для России эра Ельцина обернулась крупнейшей катастрофой (экономической, социальной, демографической), какой страна не знала со времен нацистского нашествия в 1941 году».

Все это подтверждается статистическими показателями, фактами, которые невозможно опровергнуть. Все это испытали на себе большинство русского народа, и кучка казнокрадов, мгновенно обогатившихся за счет обнищания масс и развала страны. Исчезли финансовые накопления 100 миллионов жителей страны. А что же – народ? Безмолвствует. Он духовно подавлен.

Итак, успех ельцинской команды совершался разными способами. Например, многие вещи назывались не своими именами. Прием нехитрый, но действенный. Напечатали массу бумажек со странным названием «ваучер», показали на телеэкране президента Ельцина, держащего в руках по такой бумажке и громогласно заявляющего, что это равнозначно двум «Волгам» – и дело сделано. Десятки миллионов граждан попались на эту рекламно-обманную уловку.

Возможно, в пересчете на общенародные ценности сугубо умозрительно «ваучер» мог бы иметь такую цену. Но все было обставлено так, что одним за такую бумажку достались нефтяные или газовые гигантские промыслы, крупнейшие алюминиевые и прочие предприятия, а другим – бутылка водки, шлепанцы или шапка. Первых оказалось несколько тысяч, вторых – многие миллионы. Корень проблемы заключается не в лукавом слове «ваучер», а в создании того панциря советских людей, который не позволял верить в то, что правительство и президент могут обманывать. Поэтому очень удивительна та забывчивость, что убедившись на собственном опыте, что их самым бессовестным образом «надули» и обобрали, многочисленные избиратели упрямо шли к избирательным урнам, чтобы проголосовать за президента-обманщика и его команду. Это ли не доказательство того, что и советской народ не миновала зараза эмоциональной чумы.

В книге С. Г. Кара-Мурзы «Краткий курс манипуляции сознанием» автор определяет, что, прежде всего, снижается общий интеллектуальный потенциал. Его во многом определяет разнообразие систем мышления, индивидуальностей. Автор отмечает такой фактор: «Идеологическая машина перестройки произвела большую работу по разрушению коллективной исторической памяти советского общества. Были очернены, осмеяны, перемешаны символы – вехи национальной истории. Затем был создан хаос в системе мер, оценок и даже временной последовательности событий, образующих историческую картину. Была подорвана способность общества вырабатывать коллективную память для самых недавних событий – по прошествии нескольких месяцев они вытеснялись, стирались из памяти. Общество в целом и каждый человек в отдельности потеряли возможность анализировать прошлое и использовать его уроки для того, чтобы определить свою позицию в конфликтах настоящего».

В бывшем СССР быстро сформировалось общество с нарушенной и деформированной исторической памятью, с почти полным отсутствием самосознания и самопознания. В результате небольшой группе удалось завладеть огромными национальными богатствами и буквально в считанные месяцы стать миллионерами и миллиардерами. Уже по такой скорости можно безошибочно заключить, что обогащение было криминальным. Но цель была достигнута. Под занавесом лозунгов о перестройке и реформах произошло свержение (насильственное) существовавшего социалистического строя и установление капиталистического.

Вопреки всем предположениям и тенденциям мирового развития, в России значительно возросла детская смертность, резко сократилась средняя продолжительность жизни. Но, несмотря на убыль населения, потребление на одного человека снизилось втрое, тогда, как ожидался рост в 3,5 раза при увеличении населения.

Произошло нечто немыслимое, ничем не предполагавшееся, непостижимое для здравого смысла. Россия опровергла самые квалифицированные демографический и экономический прогнозы, основанные на фактах, статистических выкладках, математических моделях, компьютерных технологиях.

Такое событие, казалось бы, должно было потрясти представителей экономических наук, социологов, политологов и других обществоведов. И что же? Ровным счетом ничего. Адекватная реакция отсутствует даже в тех республиках былого СССР, которые своим регрессом перечеркнули надежды на устойчивое развитие мировой цивилизации.

Идейные вожди второй (победившей) буржуазной революции в России, отмечает исследователь Р. Баландин, ориентировались на свободный рынок, личную инициативу, конкуренцию, частную собственность на средства производства и природные богатства, банковский капитал. Они сузили гражданам быстрое обогащение и всеобщее процветание. Было решено максимально избавиться от затрат на содержание сильной и хорошо вооруженной армии, резко сократить оборонную промышленность, закрыть экологически вредные и убыточные производства. Тогда, мол, полноводные финансовые потоки хлынут в сельское хозяйство, легкую промышленность, производства высокосортных товаров ширпотреба.

Действительно, значительно урезали военные расходы, почти полностью развалили оборонную промышленность, остановили многие производственные предприятия. А результаты? Безработица, обилие бездомных и нищих, переход значительной части населения за черту бедности.

Экономические и демографические прогнозы на 2000 год оказались несостоятельными для ряда стран, прежде всего – СССР. Главная причина непредсказуемости результатов – дестабилизация общественного сознания, внедрение в коллективное подсознание деструктивных установок на крушение существующего государственного устройства. Произошла психическая эпидемия небывалых доселе масштабов с катастрофическими последствиями, возможно для всей глобальной цивилизации.

Сформировалась особая область знания, обращенная в будущее – футурология. Действительно, нормальное общество должно (как любой человек) жить не только прошлым, но и будущим. Проникновение в глубины прошлого и будущего расширяет пределы бытия. Но у футурологии есть ил практический аспект: она нацеливает ученых и инженеров на новые открытия и свершения, подготавливают общество к внедрению и использованию этих достижений.

Р. Баландин сделал обзор научной футурологии и пришел к выводу – почему во второй половине ХХ века не произошло фактически никаких значительных научных открытий? Неужели все основные законы природы и общества открыты и остается только уточнять отдельные детали? Но ведь квалифицированные футурологи предполагали немало великих теоретических достижений, а на основе их – практических свершений. Или происходит интеллектуальная деградация человечества? Может быть и ученые находятся под воздействием, в частности, электронных психоделиков, подавляющих, деформирующих естественную рассудочную деятельность и приобщающих человека к искусственному интеллекту компьютерных программ? Ведь ныне, как никогда, интеллектуальная деятельность именно программируется, так же, как в значительной степени запрограммированным делается ученый, которому приходится слишком много выполнять рутинной механической работы и слишком мало – творческой. А это одно из условий создания мышечного панциря – основного составляющего в новой разновидности эмоциональной чумы.

Вернемся к футурологии. Был найден неопубликованный роман Жюля Верна «Париж в 1963 году». Он интересен не столько превосходными техническими прозрениями (художественные достоинства его невелики), сколько основной идеей. Она проста: гибельна для культуры и человеческой личности техническая цивилизация – уничтожающая поэзию и высокие помыслы, распространяющая пошлость и нацеленная на удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей, человек превращается в придаток техносферы.

У Жюля Верна получилась антиутопия, чешский писатель Карел Чапек в пьесе «Р.У.Р.» показал, как универсальные роботы вышли из под контроля людей и принялись уничтожать своих создателей.

В романе Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир» предсказано установление наркоцивилизации с потрясающей точностью, по сути, о главном. Она – логическое завершение общества потребления: «Индустриальная цивилизация возможна лишь тогда, когда люди не отрекаются от своих желаний, а напротив, потворствуют им в самой высшей степени, какую только допускают гигиена и экономика. В самой высшей, иначе остановятся машины». А ради этого: «Пришлось выбирать между счастьем и тем, что называли когда-то высоким искусством. Взамен него у нас ощущалки и запаховый орган».

Хаксли полагал, что переходить в блаженные миры грез и нирваны будут с помощью наркотика (сомы), но удобней, проще и надежней оказалось использование электронных психоделиков. В остальном – свершилось: «Люди работают, совокупляются, беспрестанно развлекаются; сидеть и думать им некогда и недосуг; а если уж повезет и в сплошной череде развлечений обнаружится разрыв, расселина, то ведь всегда есть сома, сладчайшая сома: принял полграмма – и получай небольшой сомоотдых; принял грамм – нырнул в сомоотдых вдвое глубже; два грамма унесут тебя в грезу роскошного Востока, а три – умчат к Луне на блаженную темную вечность. А возвратясь, окажешься уже на той стороне расселины, и снова ты на твердой почве, она надежна, это почва ежедневных трудов и утех, снова резво порхаешь от ощущалки к ощущалке…».

Можно вполне заменить «сомоотдых» на «телеотдых», «компьюотдых», в Древнем Риме их заменяла гладиаторская арена – принципиально ничего не изменится. С одним существенным дополнением: в отличие от химических наркотиков, электронные зрелища позволяют воздействовать на зрителя-потребителя целенаправленно, устойчиво изменяя его психосферу, управляя его сознанием через подсознательные рычаги. В результате: «Люди счастливы; они получают все то, что хотят и не способны хотеть того, чего получить не могут; не боятся смерти; блаженно не ведают страсти и старости, им не отравляют жизнь отцы с матерями; нет у них жен, ни детей, ни любовей – и, стало быть, нет треволнений; они так сформированы, что практически не могут выйти из рамок положенного. Если же и случаются сбои, то к нашим услугам сома».

Писатели, отмечает Р. Баландин, оказались прозорливее ученых-футурологов. Другое дело – развитие цивилизации. У него есть своя логика. Распространение машин и появление автоматов увеличивает зависимость человека от техники, делает его придатком индустрии производства и развлечений. В таком случае бунт машин – аллегория, поэтический образ. И без всякого бунта техника обрела власть над человеком. Это произошло еще до ХХ века, когда люди стали затрачивать преобладающую часть своей умственной и физической энергии на развитие промышленности, технических систем.

В наше время, как отмечают ученые, человечество эксплуатирует природные ресурсы, разрушая биосферу более, чем на 90% ради развития и поддержания работы техники. Лишь малая доля этих затрат предназначается непосредственно на нужды людей. Постоянное возрастание и преобладание материальных потребностей над духовными – закономерное следствие такого пути техногенной цивилизации, при котором необходим техногенный человек-потребитель («иначе остановятся машины»). Не техника для человека, а человек для техники.

Профессиональные ученые-футурологи ошиблись в главном: они исходили из предположения, что в последней трети ХХ века и в дальнейшем продлится, а то и усилится подъем научно-технического творчества, который был характерен для первой трети ХХ века и получил название научно-технической революции. Не было учтено общее направление развития глобальной цивилизации и ее движущих сил.

Несмотря на то, что техника научных исследований шагнула далеко вперед, значительных открытий это не принесло. Созданный техногенный (искусственный) интеллект смог выдержать конкуренцию с человеческим только в рутинных операциях, решении корректно поставленных задач, игре в шахматы. Сложившаяся компьютерная индустрия требует поощрения, внушения соответствующих потребностей. А может быть и в этом «виновато» открытие В. Райха и мышечный панцирь – как одно из составляющих «эмоциональной чумы» действует и в сфере интеллекта? Только в этом случае этот «панцирь» для интеллекта тормозит цивилизацию целой планеты.

Не стоит забывать, что научное творчество требует вдохновения, свободного потока творческой энергии. Без него теоретические достижения невозможны. Широкие массы квалифицированных исполнительных научных работников не заменят одного вдохновенного искателя истины, как тысячи рифмоплетов – истинного поэта. Фундаментальное научное открытие – такой же шедевр культуры, как гениальное полотно живописца или симфония.

О том, что в человеке заложены необыкновенные возможности, свидетельствуют современные исследования мозга с применением компьютерной техники. Мы же, как считают ученые-реалисты, в повседневной работе используем ресурс максимум на 2%-5%, в зависимости от профессии, а передовой ученый на 7%-12%. Причем, последний показатель присущ, в основном, выдающимся людям. В данном случае не следует думать, будто свои способности можно реализовать на 90%-100%; это просто утопия, мозг никогда не выдержит такой перегрузки. Для этого в нем существуют определенные ограничители, которые срабатывают при накапливающейся усталости и дают отбой помимо нашего желания: утомленный умственным трудом человек либо засыпает, либо у него начинаются сильные головные боли, он сам бросает работу, чтобы отдохнуть. Теоретически предполагается, что мозг при разумном графике работы можно эксплуатировать на 35%-45%. В какой-то степени определить наши потенциальные мыслительные возможности – дело будущего.

Философ Н. Бердяев еще в 1923 году опубликовал небольшое эссе под названием «Новое средневековье», в котором предсказывал крутой поворот в судьбе России, «упадок веры, ослабление духовной жизни». Говорил Бердяев так же о том, что духовное возрождение нации будет мучительным и не обойдется без нравственных и социальных конфликтов. Часть его мыслей оказались провидческими, так как примерно подобная ситуация роста бездуховности, потери общих для нации идеалов и поисков новых путей в будущее складывается именно в наше кризисное время не только для России, но имеет общемировую тенденцию.

Заканчивая свою книгу «Психология масс и фашизм» В. Райх приходит к целому ряду любопытных заключений. Он говорит: «Для получения разрешения на медицинскую практику студент-медик должен предъявить убедительные доказательства своих практических и теоретических познаний в области медицины. С другой стороны, в нашем обществе политический деятель, который берет на себя смелость определять судьбу не сотен, как студент-медик, а миллионов трудящихся мужчин и женщин, не обязан подтверждать свою профессиональную пригодность».

Это обстоятельство, по-видимому, послужило одной из причин той социальной трагедии, которой отмечено тысячелетнее существование людей, как социальных животных… Политический деятель совершенно свободен от требований по определению его собственного уровня профессионализма. Для того, чтобы занять высшее общественное положение в условиях социального хаоса, необходимо лишь обладать достаточной хитростью, невротическим честолюбием, волей к власти и грубостью. На протяжении последних 25 лет мы наблюдали как посредственный журналист (дуге) доводил до звероподобного состояния 50 миллионов здоровых итальянцев и в конечном счете ввергал их в бездну страдания. 25 лет волнений, кровопролития и грома пушек закончились бесславно. Всех охватило чувство разочарования. Все оказалось бесполезным. Что осталось после бурного потрясения, заставившего мир затаить дыхание и вырвавшего многие народы из привычного уклада жизни? Ничего – ни одной стоящей мысли, ни одного полезного института. Эти факты убедительно свидетельствуют о том, что социальный иррационализм время от времени приводит нашу жизнь к краю бездны.

По сравнению с трудящимся политический идеолог занимает более удобное социальное положение. Никто не требует, чтобы они доказывали свои утверждения. Находясь в своих министерствах, они могут обещать доставить бога с небес, вызвать дьявола из ада и установить рай на земле. При этом они прекрасно знают, что никто не призовет их к ответу за обман. Их нелепые утверждения запущены неотъемлемым демократическим правом на свободу слова. Поразмыслив над этим, мы обнаружим, что концепция свободы слова далека от совершенства, поскольку художник-неудачник (Гитлер) может воспользоваться этим правом, чтобы за несколько лет завоевать вполне законным путем такое положение в мире, которое не занимали выдающиеся представители науки, искусства, образования и техники. Отсюда следует, что в определенной области наше социальное мышление имеет существенные недостатки и нуждается в радикальных изменениях. Авторитарное воспитание детей в духе смирения и покорности позволяет политическому честолюбцу и проходимцу использовать в своих целях покорность и доверчивость миллионов людей.

Человечество давно бы прекратило свое существование, если бы существовала только «эмоциональная чума» в различных проявлениях. Политическая идеология, мистический ритуал, аппарат военной власти и дипломатические обсуждения не могут сами по себе обеспечить продуктами население какой-либо страны, поддерживать работу транспорта, обеспечить жильем, лечить болезни, обеспечить воспитание детей, раскрыть тайны природы и т. д. Реальная жизнь, в которой правят любовь, труд и познание, не нуждается в них. Существенно необходимые формы жизнедеятельности подчиняются своим собственным законам: «они не доступны влиянию иррациональных идеологий. Любовь, труд, познания не являются «идеями», «психологическими установками» или «символами веры», «культурными ценностями», «политическими программами». Они составляют те конкретные реальности, без которых общество не смогло бы просуществовать ни одного дня. Рано или поздно, но это осознание станет ясным для миллионов людей и это будет первым шагом для освобождения от «эмоциональной чумы», которой и по сей день больна масса человечества. В. Райх умер 73 года назад, но открытие им «эмоциональной чумы» по-прежнему актуально. Одним из самых ярких примеров являет нам сегодняшняя Украина, Молдавия и другие страны. А ведь все начиналось с арены древнеримского цирка.

Окончание.

Добавить комментарий