Феномен веры. Часть 3.

Продолжение статьи
Впервые опубликовано на сайте rubicon.kz 08 апреля 2016 года.

Нора Бекмаханова: Колесо сансары.

Колесо сансары крутится. И снова перед народами и странами встает вопрос – предвещает ли настоящий период всеобщего в мире нравственного упадка действительный близкий конец нашей земной истории или за этим периодом может, так же как и после античного века, последовать обратная волна, последовать лучшее время – время нашего возрождения. Но волна злой силы может быть отодвинута силами добрыми.

Никто не ожидал, что Первая мировая война будет начата германцами, одним из культурнейших народов мира. Германцы показали свое истинное лицо, они постыдно продемонстрировали миру собственное зло, жестокость и бессердечие.

То озверение и нарастание бесчеловечности в окружающем мире, в котором предупреждали русские писатели и философы в воинствующем немецком племени проявилось в расцвете чрезвычайном.

Не будем приводить разнообразные примеры совершенных немцами зверств – зверств над мирными жителями, женщинами и детьми. Примеры эти известны. Воюющими немцами был исчерпаны все виды зла и издевательства: побои, истязания, насилование женщин, расстрелы мирного населения, ими были исчерпаны все виды грабительства.

Оказалось, что народ этот за время своего «культурного» развития накопил в себе такую потенцию жестокости, человеконенавистничества и других злых страстей, что затмил своими «подвигами» дела самых жестоких древних варваров. Словно он поставил себе задачу доказать, что чем развитее человек интеллектуально, тем глубже он может пасть.

Интересно отметить, что при таком нравственном падении интеллект этого народа создал даже свою мотивировку к совершению зверств. По этой логике, зверства необходимы для устрашения населения деревень и городов.

Еще в 1870 году Бисмарк говорил, что «нужно подвергать жителей взятых стран возможно большим страданиям и оставить им только глаза, чтобы они могли плакать».

Слова эти пали на благодатную почву. Немцы в массе своей охотно их усвоили. Немецкое озверение и жестокость получили широкий размах. Если Иван Грозный доказывал право царской власти на «ярость и мучения», то «культурные» немцы ушли в этом отношении дальше Грозного: они своей логикой освятили свое особое для всех немцев право творить, как вздумается, самые бесчеловечные жестокости с беззащитными людьми.

«Так как Бога и бессмертия нет,– говорил когда-то Дьявол Ивану Карамазову,– то новому человеку позволительно стать человекобогом… и с легким сердцем перескочить всякую прежнюю нравственную преграду раба-человека… Для Бога не существует закона! Все дозволено».

Все было дозволено и немцам. Дозволено убивать и истязать детей и женщин, дозволено злоупотреблять белым флагом, дозволено устанавливать пулеметы под прикрытием флага Красного Креста, дозволено ставить впереди войск пленных мирных жителей, чтобы заставить неприятеля не стрелять в подходящих немцев.

«Когда нужно, все дозволено»,– сказал германский канцлер в историческом заседании рейхстага, через два дня после начала войны.

Чем же опасно для окружающего мира это состояние вседозволенности? Что говорят о ней современные ученые? Карл Юнг и Джозеф Кэмпбелл, каждый в своей области, проводили всесторонние исследования исцеляющей силы образов, символов и снов в рамках глубинной психологии и мифологии. А. Минделл ссылается на две реальности, которые нередко пересекаются. Тысячелетиями шаманы сводили воедино две науки, физику и психологию, взаимодействуя одновременно с двумя сферами: реальным миром и миром сновидений… Физики называют ежедневную реальность «классической» реальностью и применяют к ней такие термины, как пространство, время, материя, наблюдатель, которые теперь являются общепринятыми среди большинства людей. Психология называет второй мир сферой прямого личного опыта, сновидения, глубокого переживания, души и личностного роста. И этот мир состоит из таких субъективных переживаний, как эмоции, телепатия и т. д.

Сверхъестественная реальность является частью субъективного, личного опыта человека. С точки зрения энергетики, мысли (являясь сконцентрированной формой недифференцированного сознания) обладают силой, способной как лечить, так и калечить нас. Идея о том, что мы сами (своими мыслями) можем накликать на себя беду, знакома всем нам из популярной литературы. Клинический гипноз основан на силе внушения, направляющем и формирующем мыслительные процессы человека.

Сверхъестественные вторжения или вторжения темной энергии традиционно относились к сферам ведения священников, шаманов. Но в наше время их отряды пополнились и политиками. Нам нет нужды верить в правдивость существования проклятий и демонов, чтобы устранить эти отрицательные энергии. Однако нужно отдать дань уважения этим силам, поскольку, вне всякого сомнения, и врачи, и священники, и политики были свидетелями значительного негативного влияния, которое эти силы могут оказать на способность человека возвратиться в состояние гармонии и целостности. Игнорировать силу и воздействие теневой стороны человеческой природы или воздействие сверхъестественного, как бы вы их не называли, столь же наивно, сколь и безответственно. Фрейд рассуждал об актах массовой агрессии и о том, как будучи оставленными без контроля и управления системой религиозных верований, мощные силы психики могут привести мир к социальному хаосу.

Вернемся еще раз к Л. Андрееву и его «Мысли». Это необходимо, чтобы показать механизм воздействия на человеческую психику. Был создан доктором Керженцевым кривой лабиринт для оправдания убийства. Но этот лабиринт превратился в ловушку для убийцы.

Когда Керженцев после преступления вернулся домой, у него начались прежде всего галлюцинации. Керженцев в этом новом для себя состоянии пишет так: «Если когда-нибудь одному из вас придется пережить то, что я пережил в эту ночь, завесьте зеркала в этой комнате, где вы будете метаться – завесьте так же, как вы завешиваете их тогда, когда в доме стоит покойник. Завесьте… И самое страшное, что я испытал,– говорит он далее.– Это было сознание, что я не узнаю себя и никогда не знал. Пока мое «я» находилось в моей ярко освещенной голове, где все движется и живет в закономерном порядке, я понимал и знал себя, размышляя о своем характере и планах, и был, как думал, господином. Теперь же я увидел, что я не господин, а раб жалкий и бессильный. Представьте, что вы жили в доме, где много комнат, занимали одну только комнату и думали, что владеете всем домом. И вдруг вы узнали, что там, в других комнатах, живут. Да, живут загадочные какие-то существа, быть может, люди, быть может, что-нибудь другое, и дом принадлежит им». Писатель не решился назвать этих загадочных существ собственным именем. Это имя одно из олицетворений зла.

Можно вспомнить еще одно великое произведение «Макбет» Шекспира. Макбет подвергается в нем так же своего рода гипнозу, но гипнозу своей страсти к властолюбию, вступившей в союз с темной силой в образе трех ведьм, которых он встречает по дороге в Форес.

Сначала мы видим Макбета героем, исполненном многих положительных качеств. Заражен он только одним нехорошим чувством – это стремление к безграничному властолюбию честолюбивой злой страстью, загипнотизировавшим его мечтами о будущей славе. И вот, на героя Макбета, отуманенного своими мечтами, пахнуло миазмами зла, до него дотронулся поток черной энергии от таинственных женщин, которых он встречает на своем пути. Они прививают больной душе Макбета зародыши будущих убийств и преступлений…

Мы видим далее, как развивается трагедия Макбета. В своих убийствах он действует, как бы свободно и сознательно, но надо помнить, что начало и зародыш трагедии – в этих странных ведьмах, источниках психического заражения.

Ведьмы Шекспира – это символы темной силы, о которых мы говорили выше. Психическая инфекция проникает в душу человека по принципу резонанса. Инфекция входит в большую душу, пораженную страстью властолюбия, и овладевши этой страстью, они действуют и на его мысль, действуют на него так же, как действует гипнотизер на человека, подвергнутого постгипнотическому внушению. Злая мысль внушена, он становится ее рабом. Неведомая сила тянет героя привести мысль в исполнение, а человек даже и не подозревает, откуда вселилась в него эта злая мысль, это злое решение, запутавшее и загубившее его жизнь.

Если вернуться в конкретную историю, то одним из первых случаев гипнотического внушения, использованное политическими властями было во времена Римской империи. Обладая огромной территорией и властью, Рим имел много оснований преследовать христиан. В глазах римских властей христианство являлось отрицанием языческого строя, оно являлось отрицанием религии, быта, нравов, общественной жизни Империи. Правители и жрецы считали христиан заговорщиками и мятежниками, колеблющими основы государства и общества.

И народ, необразованная языческая чернь, шел в своих настроениях за своими властями. Они прошли обработку внушением у власть предержащих. Чернь, привязанная к своему языческому культу и к своим праздникам, на первых порах искренне ненавидела представителей христианского движения; она почитала их за безбожников и с усердием помогала выполнению кары языческого закона над ними. Поэтому и удалась уловка императора Нерона, это человекообразное чудовище, конечно, не могло бы свалить с себя на христиан ужасного подозрения в поджоге своей столицы, если бы он не знал, что они были предметом и средоточием народной ненависти. Чтобы устранить вредную для себя народную молву, Нерон, провозгласил обвинение против людей, ненавидимых за свои «безобразия против общественного порядка». «Христиане – общественные враги», было общим приговором римлян.

Ненависть эта усугублялась тем, что лица различных вольных профессий, служивших язычеству активной деятельностью своей (а таких лиц было очень много), прекрасно сознавали, что с распространением христианства являлась для них угроза потерять близкое им дело, и потому все они поджигали толпу против христиан, как только могли.

Все те, говорит Ф. В. Фаррар, кто занимался приготовлением идолов, продажей цветов, доставкой жертв, архитекторы храмов, скульпторы, живописцы, декораторы, оракулисты, предсказатели, авгуры, астрологи, танцоры и танцовщицы, гладиаторы, бойцы, атлеты, актеры, мимисты, певцы, представители сферы сексуальных услуг, содержатели таверн – вся эта масса безнравственных и отпетых людей, которые жили за счет поставления преступных удовольствий – все дружно восстали против христиан, торжество которых грозило сделаться для них гибелью!

И вот первый крик – «все дозволено» прозвучал еще в Риме, а за ним последовали лозунги «Долой нечестивцев», «Христиан ко львам», были в начале христианского движения самыми обычными криками не только в Риме, но и в других городах – в аморитеатрах Греции и в колониях Рима.

Г. Лебон в «Психологии толп», написанной в 1895 году дал свой прогноз: «Для всех прошедших цивилизаций механизм разложения был одинаков и притом до такой степени, что остается только спросить себя, как это сделал один поэт, не состоит ли в сущности история, занимающая столько книг, всего из одной страницы? После того, как какой-нибудь народ достиг той ступени цивилизации и могущества, когда он, уверенный в своей безопасности, начинает наслаждаться благодеяниями мира и благосостояниями, доставляемым ему богатством, его военные доблести постепенно теряются, излишества цивилизации развивают в нем новые потребности, растет эгоизм. Гоняясь только за лихорадочным наслаждением быстро приобретенными благами, граждане предоставляют ведение общественных дел государству и скоро теряют все качества, некогда создавшие их величие. Тогда соседние вандалы, имея очень малые потребности и очень интенсивный идеал, совершают нашествие на слишком цивилизованный народ, уничтожают его и на развалинах разрушенной цивилизации образуют новую.

Таким образом, несмотря на великолепную военную организацию римлян и персов, вандалы уничтожили империю первых и арабы – империю вторых. Впрочем, не умственного развития недоставало подвергшимся нашествию народам. С этой точки зрения, невозможно было никакое сравнение между победителями и побежденными. Именно когда Рим уже носил в себе зародыши близкого упадка, т. е. при первых императорах, он насчитывал больше всего художников, литераторов, ученых. Почти все произведения, создавшие его величие, восходят к этой эпохе его истории. Но он потерял тот основной элемент, которого никакое умственное развитие не может заменить – характер. «Нравы были испорчены, семья разлагалась, характеры были изнежены. Под рукой абсолютной власти выродившийся человек съеживался. Было столько ужасных притеснений, но никогда ни малейшего протеста.

Продолжение часть 4

Добавить комментарий