Как закончится золотой век? Часть 5.

Впервые опубликовано на сайте rubicon.kz 11 декабря 2015 года.
Продолжение статьи.
Нора Бекмаханова: Слово об Отце

Русский характер соткан из разных структур: мягких и жестких. Потому он такой неломкий, а гибкий и стойкий. Главная черта, от которой все беды и достижения – врожденная колебательность этого характера с высокой амплитудой и чистотой от духовности с поиском смысла жизни, до жесткого исполнения самого процесса поиска.

Наш глубинный, но не внешний характер, описан у многих русских авторов, которых мы уже забыли. Сегодня наша восприимчивость к другому человеку, душевность и духовность, отзывчивость, русский космизм, стремление к познанию, простимость… прикрыты материальными стремления. Мы тянемся в сторону «бугра», стесняемся проявить эти качества и равняемся на телеэкран.

При таком характере мы никогда не сможем жить много лучше, чем сейчас, мы сломаем и предадим себя. Постоянное беспокойство за кого-то или за что-то, этакий колючий еж за пазухой русского не позволит ему жить по-европейски. Даже при всех равных экономических условиях, европеец будет жить в достатке, а средний россиянин – нет; раздаст, промотает, или, еще хуже – не использует и забросит. Уход в европейский образ жизни для нас невозможен, сколько ни старайся.

Хочется думать, что на день сегодняшний, с середины 2008 года русский маятник остановился в минусе и вот-вот пойдет набирать энергию к точке плюса. И тогда наши беды за целый век обратятся в кинетическую энергию движения от невыразительной страны с западными замашками к светлой России с восточными оттенками.

В отличие от А. В. Смирнова я не считаю Россию сегодня «невыразительной страной с западными замашками». Для меня эта страна имеет особое место в моем сердце и основой для этого послужила семейная история семьи Бекмахановых.

Сегодня о моем отце Ермухане Бекмаханове написаны книги, сняты документальные и художественный фильмы, проводятся научные конференции, названа в честь его улица в г. Алматы, поставлен памятник на его родине, в Павлодаре. Это сегодня во многих странах мира знаменитые и известные ученые считают за большую честь – пожать руку Найле Бекмахановой, историку и академику АН России. Почему такое уважение сложилось к одной из миллионных жертв сталинского террора. По-моему мнению, фигура моего отца – одна из самых трагичных фигур 20-го столетия в Казахстане.

Жизнь любого человека можно сравнить с путешествием в открытом море, ошибка в один градус на компасе судна определяет, придешь ли ты к цели, или собьешься с пути на сотни морских миль. Самый сильный инструмент, который заложен в нас – это само духовное желание, наш внутренний компас, который, если он правильно выбран, сможет встретить лицом к лицу любую опасность и преодолеть любое препятствие. Этим внутренним компасом и обладал мой отец. Его вела по жизни любовь к национальной истории. Он твердо держал в своих руках руль своего корабля, он определил не только направление его жизни, но и общий курс человеческого сознания на протяжении долгого времени. Сегодня уже доказано, что каждый уровень сознания представляет собой мощное поле, следовательно, человек выбирает высокие влияния, под которые он подстраивает свою жизнь. С помощью исследования сознания можно легко убедиться, что принятие определенного отношения немедленно вызывает все поле сознания, которое тогда невольно начинает доминировать над личностью и мыслями. То, что мы считаем «своими мыслями», это, на самом деле, мысли, типичные для определенного энергетического поля.

Вероятно, в этом и заложен смысл жизни. Пока невежественный безумец барахтается в воде и тонет при отсутствии цели и направления его путешествия, более развитой человек учится плавать. Море, которое можно в конце концов переплыть, поддерживающее духовный прогресс – это всеобъемлющее, могущественное поле сознания. Власть этого поля может избавить даже от самой смерти. С самого начала цивилизации человек знал, что жизнь не может исчезнуть, она только меняет форму.

Выбор определяет последствие, этот механизм, на самом деле, работает автоматически, потому что взаимодействие с энергетическими полями является следствием выбора. Человек, как следствие делаемых им выборов, походит на железные опилки, положение которых внутри поля – это прямое следствие их собственных решений. Принятие этой реальности, подчеркивает доктор Д. Хокинс, одновременно поднимает и освобождает. В то же самое время это пугает. Отсюда, единственная истинная свобода во Вселенной – это свобода выбора, дар, полученный человечеством. И тогда человек понимает, что нет иной руки на штурвале корабля, кроме его собственной. Принятие этой истины дает способность разрешать проблемы, вместо того, чтобы бесплодно желать решения. А для меня – именно в этом и состоит разгадка понятия «пассионарная личность».

Мой отец успел оставить свой след в исследовании национальной истории. Он умер в 50 лет, в самом расцвете, у него было много творческих планов. Он мечтал создать подлинное, истинное описание истории Казахстана, но не успел. Прошло 50 лет, но до сих пор нет и не появилось исторических исследований, сопоставимых с его книгами. К нам поступали письма от иностранных университетов с просьбой выслать книги отца, очевидно, что и сегодня им нет альтернативы.

Ермухан Бекмаханов очень хорошо знал, что мы должны нести ответственность за свои выборы, решения, их последствия. Каждое действие, мысль и выбор добавляют штрих к вечной мозаике; наши решения бегут как рябь через вселенную сознания и влияют на жизнь всех. Каждое действие или принятое решение, которое поддерживает жизнь, поддерживает всю жизнь, включая собственную жизнь человека. Колебания, которые мы создаем, возвращаются к нам. То, что ранее казалось метафизическим утверждением, теперь установленный научный факт.

Сегодня ученые пришли к выводу, что все во Вселенной постоянно испускает опознаваемый энергетический сигнал определенной частоты, который сохраняется навсегда и может быть прочитан теми, кто знает, как читать. Каждое слово, дело и намерение оставляют вечный след; каждая мысль известна и навсегда сохранена. Не существует никаких тайн, ничего невозможно скрыть, и бесполезно пытаться. Мы все живем в общем мире. Наш дух обнажен и выставлен на всеобщее обозрение. Жизнь каждого, в конечном счете, ответственна перед Вселенной.

4 октября 1953 г. отец написал письмо «Секретарю ЦК КП Казахстана Ж. Шаяхметову: «Отбываю свой срок в далеких сибирских сугробах. Остается еще 23 года с лишним до конца срока. Какие бы тяжелые страдания я не испытывал и как бы жестоко ни был наказан, я до конца остаюсь истинным гражданином своего Отечества. Время – великая проверка всех моральных и духовных качеств человека, оно меняет его. Если когда-либо представится возможность вернуться к своей профессии, то честные люди убедятся в этом…

Обращаюсь к Вам с просьбой помочь в объективном решении моей судьбы. Я на ваших глазах вырос, и Вы хорошо знаете мое прошлое и настоящее. В чьих интересах из меня искусственно создавать врага? Я признал свои ошибки и ответил делом – написал монографию «Присоединение Казахстана к России в XIX веке». Объем – 30 п. л., одобренную Панкратовой, Дружининым, Кучкиным и другими учеными АН СССР».

Ж. Шаяхметов и все его подручные предпочли не вмешиваться в судьбу осужденного «опасного преступника», сделали вид, что никакого заявления от Бекмаханова не было. Это еще раз доказывает, что партийное руководство Казахстана действительно оторвалось от жизни, было страшно далеко от народных чаяний. Проявило близорукость. Оценить по-другому его действия невозможно. Кто знает, дав ход заявлению моего отца, Ж. Шаяхметов имел шанс спасти свою подмоченную репутацию…

Наконец-то почувствовав веяние времени, А. М. Панкратова взялась выручать своего ученика, который ждал от нее конкретной помощи, и уже напоминал несколько раз о себе из Сибири. Московский друг А. П. Кучкин писал: «Надо спасать!.. Так мы решили. Я просил Анну Михайловну, как члена ЦК КПСС, постараться увидеть первого секретаря Н. С. Хрущева и поговорить с ним о Ермухане. Если нужно, мы готовы взять его на поруки. Мы ручаемся за его честность. Мы уверены, что он – жертва клеветников». Н. С Хрущев не мог отказать в приеме А. М. Панкратовой, которая, как он знал, была ведущим историком СССР. Она протянула ему коллективное письмо, подписанное известными учеными Института истории и сказала: «Никита Сергеевич, мы, группа российских историков, просим вас оказать содействие нам, только вы можете исправить вопиющую несправедливость, допущенную в Казахстане два года тому назад!.. Одаренный казахский историк, Бекмаханов, 37-летний доктор наук, в результате провокации, организованной завистливыми его коллегами, осужден на 25 лет и сослан в Сибирь. Мы, подписавшие это письмо, нас 12 человек, все русские историки-коммунисты ручаемся за честность Бекмаханова и надеемся, что в будущем он внесет достойный вклад в науку!..».

Н. С. Хрущев был эмоциональным, легковозбудимым, импульсивным человеком. Выслушав А. М. Панкратову, и бегло просмотрел письмо историков. Он поднял трубку телефона прямой связи с генеральным прокурором СССР Р. Руденко.

– Роман, сейчас у меня на приеме известный тебе историк, академик Панкратова, твои и мои дети учились по ее учебнику «История СССР». На письме московских историков по этому делу я наложил визу: «Проверить, результаты доложить!». Ты возьми это письмо под свой контроль. Ясно? Вообще, нам надо пересмотреть заново все дела политических заключенных. Этот вопрос, Роман, постоянно держи в поле зрения, если ты подашь конкретные предложения, то я их всецело поддержу в президиуме!..».

История моего отца и начала, возможно, ту цепную реакцию, в результате которой сотни и тысячи политзаключенных получили долгожданную свободу. Сегодня уже нет в живых тех историков, которые подписали коллективное письмо об освобождении Ермухана Бекмаханова. На Новодевичьем кладбище есть могила А. М. Панкратовой. Близкие нашей семьи не забывают этот клочок земли, где лежит эта женщина. Я считаю эту часть земли своей «второй родиной», потому что там находится маленькая частица сердца семьи Бекмахановых. 2015 год – год столетия со дня рождения Ермухана Бекмаханова.

В 1989 году вышел сборник «Осмыслить культ Сталина» и в его предисловии есть примечательные слова: «Время истории, привычно и сострадательно превращая в шрамы вчерашние мучительные ожоги драм и трагедий отдельных людей и целых народов, способно удержать цепкой и неподкупной памятью своей правду фактов, дающих в естественной сцепке и последовательности единственный и верный шифр к прочтению и интерпретации самой истории. Наше общество мучительно долго, с многочисленными остановками и возвратами подступалось к жизненно необходимому для него процессу десталинизации. Свыше 30 лет был недоступен нашей широкой общественности доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, хотя с позиций сегодняшнего дня мы видим всю его ограниченность и недоговоренность, чрезмерную сосредоточенность на личности, а не на феномене сталинизма. …Возможно, именно под воздействием накопившейся энергии казавшегося нескончаемым ожидания столь стремительно раскручивается ныне пружина исторической памяти, не только донося до нас правдивую картину нашего собственного прошлого, но и давая обществу силу двигаться в сторону лучшего будущего».

Сегодня подрастают уже правнуки Ермухана Бекмаханова. На протяжении моей жизни мне не раз предлагали уехать на Запад как дочери знаменитого опального ученого. Вполне возможно, что дало бы мне сытое, безбедное существование, интересную работу.

Но, как говорил мой отец, «Родина у человека только одна».

Сытое благополучие Запада разрушает человеческую душу, а те трудности Советского Союза, через которые прошли Россия и Казахстан, только закаляют человеческий характер. Ставшие теперь известными нам факты, свидетельства, воспоминания, документы многих потрясли, перевернули их сознание, вызвав мучительную переоценку того, что представлялось им устоявшимися жизненными ценностями. Страдания эти можно понять. Но ведь в основе их – не правда, сказанная сейчас, а ложь, что сеялась в прошлом. Жить во лжи невозможно. Это древняя истина в наши дни обрела вовсе не абстрактное, а вполне конкретное, почти осязаемое наполнение.

Процессы десталинизации, получившие за последнее время мощное усиление, создали возможности для более глубокого исторического, социологического, психологического рассмотрения того чрезвычайно непростого, многофакторного и комплексного в своей природе феномена, который получил название «культа Сталина». Возникает беспрецедентное в нашей истории общественное право на исследование адской архитектоники той бесчеловечной машины тотального принуждения, нравственного обескровливания, интеллектуального опустошения и физического истребления собственного народа, творцом и венцом которой оказался вознесенный на вершину пирамиды власти Иосиф Джугашвили. И это право надо использовать, не дожидаясь результатов архивных исследований.

Мой отец дожил до 50 лет и ушел из жизни в самом расцвете – так и не осуществив свою заветную мечту до конца – создать и написать реальную историю своей страны. Как говорил Стефан Цвейг, у творческого человека своя особая миссия, свое особое предназначение: «Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга. Для того, кто призван совершить великое деяние, осуществить открытие или подвиг, двигающий вперед все человечество, для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние. Он ощущает себя ответственным в конечном счете только перед одной инстанцией – перед той задачей, которую ему предназначено решить, и он скорее позволит себе презреть государственные и временные интересы, чем то внутреннее обязательство, которое возложили на него его особая судьба, особое дарование».

Вероятно, такое отношение к жизни и своему предназначению в ней и есть одно из коренных и основных черт пассионарной личности. Вполне возможно, что отец это унаследовал от своих предков, он – седьмой потомок Аблай-хана – одного из самых выдающихся правителей Казахстана и 32 потомок Чингизхана, которого назвали первым человеком тысячелетия зарубежные исследователи, история и историческая правда открывают новые страницы в многовековой исторической летописи человечества и почетное, выстраданное, ценой половины жизни, место занимает по праву и мой отец.

До прибытия эмигрантов из Европы по громадным прериям американского континента бродили 15 миллионов бизонов. Все они были истреблены новопоселенцами. Им нужны были новые земли, вслед за бизонами очень печальная участь ожидала и коренных индейцев. Словно снег под лучами солнца таяли и исчезали с лица земли индейские племена. В ход шли любые средства – вплоть до того, что индейским вождям дарили шерстяные одеяла больных оспой, и эпидемия оспы убивала индейцев не хуже оружейных пуль.

Есть ли надежда на то, что такие события будут все реже повторяться в истории народов.

В самые тяжелые дни, когда мой отец находился в сталинском концлагере – в январе 1954 года ему приснился сон. Отцу приснился Агыбай-батыр из шубыртпалинского рода, которого он видел во сне два года тому назад, когда собирался ехать в Чу. И вот тот же легендарный полководец Кенесары навестил его в лагере: «Дитя мое, подними голову. Узнав, что ты находишься вдали от родины, чтобы поддержать тебя на чужбине, я привез тебе сердце барса, обитающего на вершинах Алатау»,– произнес старик. Отец из архивных документов знал, что русский царь после смерти Кенесары даровал ему прощения. Но гордый воин не принял царской милости и долгие годы до глубокой старости проживал со своими домочадцами на острове Тасарал на озере Балхаш. И он, сумевший проникнуть в зону, успешно миновав бдительную охрану, как будто бы наяву протягивает ему сердце грозного барса величиной с гусиное яйцо. Отец покачал головой и сказал: «Батыр-ага, разве мясо барса едят, он же святой зверь для нас?» – «Сынок мой,– ответил Агыбай-батыр,– Ты мерзнешь на холодной земле, а сердце властелина гор придает тебе силу. Закрой глаза, скажи «бисмилла», и съешь! Ничего с тобой не случится, а все твои болезни как рукой снимет, и беды твои также убегут от тебя!». «Раз так, Агыбай-ага, пусть будет по-вашему!»,– согласился отец, взял подарок воина и сразу же его съел…

Отец разбудил Бека Сулейменова, еще одного известного ученого, они сидели в одной камере. – «Необыкновенно интересный сон! Безбородый сверстник Кенесары, его главный батыр Агыбай навестил меня во сне, привез сердце барса с Алатауских гор и заставил его съесть… Что бы это значило, Беке?».

– И ты один съел целое сердце? А мог бы поделиться с братьями, которые рядом с тобой мучаются в неволе..,– сказал Бек Сулейменов, но тут же стал серьезным и начал шептать молитву.– «Сон добрый, пусть великодушный Аллах поддержит твои помыслы!..». Затем прошептал: «Кроме меня, никому о нем не рассказывай, иначе твой сон никогда не сбудется… У покойного Агыбая-батыра, говорят, был «заговоренный щит», поэтому он, несколько раз попадая в смертельные переделки, неизменно выходил из них живым и невредимым. Хан Кене прозвал «Акжолтай Агыбаем», то есть, «везучим». Я считаю его настоящим батыром с сердцем барса. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не падал духом, сражался до преклонных лет за нашу независимость. Он и есть настоящий святой и легендарный Кыдыр-ата! Думаю, неспроста он тебе приснился и даже кормил тебя со своей ладони. Значит, он тебе предсказывает светлый путь, возможно, скоро ты получишь освобождение, дорогой мой!».

В тот же день, на закате солнца к Ермухану подошел дежурный. Он сообщил о том, что пришло освобождение.

Сегодня, когда последние потомки американских бизонов покидают в тревоге пределы Иеллоустонского заповедника, а это один из самых верных и страшных признаков надвигающегося бедствия – извержения гигантского вулкана (он извергается раз в 600 000 лет), я вспоминаю сон отца перед его освобождением.

Зор Алеф, исследователь духовного наследия человечества, в книге «Быть» говорит следующее: «Если верна древнейшая Истина, утверждающая, что Человек – это маленькая вселенная, микрокосм, являющийся образом и подобием Бога, великой одухотворенной Вселенной, макрокосма, то все знания и все могущество, существующее в уме Бога, должны быть каким-то способом отражены в нашем собственном уме. Иначе говоря – наша плоть. Наша душа и наш ум должны иметь в себе отраженными все процессы, происходящие во Вселенной. Это в самых общих чертах и называется богоподобием личности. Так каждая наша клеточка владеет на уровне ДНК знанием о всех процессах, происходящих во всем организме.

Как же могут быть отражены в нас все эти безграничные качества и силы? Возможно ли, чтобы они вместились в «ограниченное» человеческое сознание?

Сознание наше является ограниченным, но лишь до тех пор, пока ценою целенаправленных усилий и ежедневной духовной практики, применяя законы Воли, Любви и Жертвы, мы не раскрыли в его тайных глубинах качества, вложенные в него Творцом еще от сотворения Мира. Они хранятся там, как в запертой сокровищнице, сжатые в миллиарды раз и облаченные в форму символа – единственную форму, позволяющую объективно отразить нечто бесконечное и великое на пространстве чего-то ограниченного и малого.

Если бы весь колоссальный объем духовной мощи и света, изначально существующий в нашем уме, в какой-то миг проявился бы совершенно, если бы некто внезапно широко распахнул дверь, ведущую в тайники подсознания и явил нам все, что там находится, то наш ум и душа были бы мгновенно сожжены и распылены этим сиянием.

Поэтому соответствующее Божественное Качество раскрывается в нашем уме именно через символы, и духовные символы есть не что иное, как посредники между сознанием Человека и божественной мудростью. Поэтому для меня мой отец по-прежнему жив в моей памяти и не так часто, как хотелось бы, он посещает мои сны и рассказывает о будущем.

Добавить комментарий