Шаманическая личность

Автор: Нора Бекмаханова.

Впервые опубликовано на сайте spik.kz 13.08.2008

РАЗНОЕ
У русского писателя, интереснейшего философа В. В. Розанова есть одно примечательное откровение: «В каждом органе ощущение, кроме «я знаю» (вынесу, слышу, обоняю, осязаю), есть еще «я хочу». Органы суть не только органы чувств, но еще и – хотения, жажды аппетитов. В каждом органе есть жадность к миру, алкание мира; органами не связывается только с миром человек, но органами он входит (врезается) в мир, уродняется ему. Органами он «съедает мир», как через органы – «мир съедает человека». Съедает – что властно входит в него… Человек входит в мир. Но и мир входит в человека. Эти «двери» – зрение, вкус, обоняние, осязание, слух».

Настоящие ясновидящие, а этот феномен достаточно редкий, принадлежат к той весьма немногочисленной когорте людей, которые могут «воочию» наблюдать этот процесс. Этот процесс можно назвать по-разному, но это всегда «внутренняя битва» и тогда, когда в своей «внутренней вселенной» человек восходит победителем, то победа за ним приходит и в мир физический, окружающий нас. А вот какой ценой достается победа – об этом очень мало думают сегодня многие тысячи «лжемастеров» от черной, серой, белой магии. Большинство из них не принадлежит к ясновидящим, а потому им неведомы те пути-дороги, которые они открывают злу и ненависти в наш мир. Говорят, что во времена Святой инквизиции бракоделы, лжеколдуны от магии горели на кострах, а вот истинные мастера магии пополняли собой ряды инквизиции. Святые отцы прекрасно понимали, какие силы стояли за ними.

Лет тридцать назад, впервые соприкоснувшись с этим миром – я твердо поняла, что неподготовленному человеку в этом мире нечего делать и наиболее точно ему соответствует определение Карлоса Кастанеды «воин на пути воина». Двойной воин – сила духа и мастерство – две стороны одного острого клинка и еще ощущение великого чуда, когда берешь другого человека за руку и входишь в его мир.

В моей жизни сложилось необычное сочетание. По гороскопу я родилась под созвездием Близнецов, у которых в характере есть доминанта – любопытство плююсь общение. Информация – это тот «кислород», без которого Близнецы не могут жить. По рождению я 33 потомок Чингисхана, и 8 потомок последнего казахского хана Аблая. Я достаточно рано защитила диссертацию по литературе и вторым моим серьезным увлечением была психология. В 15 лет после трагических событий (покушения на мою жизнь) спонтанно открылось ясновидение. В одно мгновение передо мной раскрылась вся прожитая жизнь и яркая вспышка желтого света, вероятно, остановила руку убийцы. Окончила университет, аспирантуру, преподавала в университете. Пережила несколько неудачных замужеств и подошла к определенному рубежу в своей жизни.

Передо мной легли четыре дороги. Первая – принять предложение и выйдя замуж – уехать в Югославию. Второе – уехать в Москву, в Московский университет. Я получила приглашение от ректора университета Рема Хохлова – одного из самых интересных людей того времени. Третье – остаться в Казахстане с прежним мужем. Четвертая дорога – бросить все и уехать в далекий казахстанский город, где мне предложили заведовать кафедрой в новом институте.

Генрик Ибсен, в своей драме «Пер Гюнт» открыл закон «Великой Кривой». Его главный герой – Петр Гюнт идет по дремучему лесу, который символизирует его жизнь сумасброда, авантюриста и лгуна и чувствует, что вместо прямой дороги его постоянно уводит в сторону и когда он, наконец, не выдерживает и кричит: «Ты, кто, почему ты мне мешаешь идти своей дорогой?» Это нечто отвечает: «Я – Великая Кривая». Это и есть олицетворение его судьбы.

Моя – «Великая Кривая» вела меня к предназначенной моей судьбе, и противиться ей было бесполезно. Погиб на вершине Эльбруса Рем Хохлов, погиб в автомобильной аварии первый муж, после операции погиб другой. Рано ушел из жизни человек, который все сделал для того, чтобы я не уехала ни в Югославию, ни в Москву. Судьба все делает для того, чтобы я занялась единственным и любимым делом. А именно – парапсихологией. Наукой, которая в те времена только пробивала себе еще дорогу, в том, что ее не хотели признавать и какие громы и молнии ожидали меня на этом пути – это вопрос особый. Но я никогда не пожалела о том, что пошла этим путем. В конце концов, во мне была капля крови Чингисхана – потрясателя Вселенной. А это многого стоило.

Первый опыт вхождения в измененные состояния сознания был достаточно необычным. В аспирантские годы я познакомилась с одной из студенток. Потом, лет на пятнадцать потеряла ее из вида, а затем она, поменяв квартиру, стала моей соседкой. Как-то вечером, заглянув ко мне на чай, она обратилась ко мне со странной просьбой: «Нора! У меня очень сложная ситуация, я попрошу тебя ее увидеть». «Каким образом, я могу это сделать?» «Я ничего не знаю, но я знаю, что ты можешь видеть, ты мне поможешь. Я тебя очень прошу, у меня безвыходная ситуация».

Во мне словно проснулась прежняя память, как будто я это делала уже сотни раз. «Подожди,– ответила я,– мне надо закрыть глаза чем-нибудь черным и я постараюсь тебе помочь». Я одела черный платок на глаза. Сосредоточилась, и оказалась в центре событий, которые начали «материализовываться» рядом со мной, на расстоянии вытянутой руки.

Первой я увидела бывшую студентку в черном атласном платье с длинным шлейфом, в руках она держала коробку с бумажными белыми розами, среди этих роз лежал мертвый ребенок. Она подошла ко мне. Я закричала: «Не подходи, я не хочу видеть того, что там лежит».

Вторая картина – Ночной дождливый берег. Ее муж и старший сын попрощались на скамейке, на берегу. Черный асфальт дорожки. Затем разломанная на куски скамейка уплыла вниз по черной реке, и следом за ней ушел муж.

Третья картина. Свадьба. Ее дочь в свадебном белом лимузине заезжает в большую грязную лужу. Лимузин не может из нее выбраться, и они так и остаются. Одинокая невеста и брошенный лимузин. Она не может из него выбраться.

Четвертая картина. Собираются в круг ее дети. Но среди них нет ее среднего сына. Вместо него приходит другой маленький мальчик и становится в круг.

Пятая картина. Большая длинная комната, залита красноватым светом. В длинном полу комнаты посажены плодовые яблоневые деревья, они покрыты белыми цветами. В конце комнаты большое распахнутое окно, оно огромное, похожее на квадратный выход. В комнате плавает туман, его клочья оседают на цветущих ветках. ПО комнате проходит молодой мужчина в военной форме. Туман собирается, превращается в полосу, которая медленно вытягивается через окно. Следом за туманом исчезает и мужчина.

Эти сны – видения наяву расшифровались в течение десяти-двенадцати лет. Всплыла правда, которую она тщательно скрывала. Я о ней ничего не знала. Ее сын, красивый мальчик 18 лет сделал ребенка девочке 16 лет, но другой национальности. Она не захотела этого брака. Девушка была из бедной семьи. Она уговорила девушку сделать искусственные роды, но мальчик родился живой, но через какое-то время умер. И женщина привела смерть и горе в свою семью. Первым – попал в тюрьму и умер ее муж. Вторым погиб в автомобильной катастрофе ее средний сын. Ее дочь стала наркоманкой и муж, забрав ребенка, ушел от нее и женился на другой. Она встретила молодого человека – военного, намного моложе ее. Полюбила его. Родила от него мальчика, но он тоже оставил ее.

Е. Файдыш, кандидат биологических наук, президент Фонда трансперсональной психологии разработал гипотетическую концепцию времени, на основе обобщения и синтеза современных физических моделей и эзотерических учений – Тантры, даосизма и китайской «Книги Перемен».

Основу модели составляет представление о виртуальном будущем. Каждый объект, в том числе и человек, и процесс нашего мира имеет множество вариантов будущего, которые могут реализоваться с разной степенью вероятности. Чем дальше мы смотрим в будущее, тем шире спектр возможностей. Исследователь отмечает, что «возможен вариант» и своеобразной самофокусировки, когда разные варианты судьбы, часто в далеком будущем, снова сходятся в месте. Такая возможность отражена в разнообразных древних и современных историях о роке, фатуме. На этом и построен общеизвестный миф об Эдипе. Все героические попытки Эдипа преодолеть предсказанное ему оракулом разбились вдребезги – он стал убийцей собственного отца, мужем своей собственной матери. Предначертанное изменить нельзя.

В модели Е. Файдыша поток времени (виртуальное будущее) идет из будущего к настоящему, т. е. противоположен традиционной стреле времени. В свою очередь поток будущего определяется взаимодействиями всех объектов Вселенной с высшими надматериальными силами (Божественное провидение) с элементами спонтанных изменений пространственно-временного континиума, и возможно другими факторами, и лишь небольшая часть виртуального будущего, созвучная индивидуальным свойствам данного человека, формирует его личное виртуальное будущее.

Традиционная причинность выступает как один из факторов, обуславливающих будущее. А свобода воли проявляется как возможность выбора (повышения вероятности реализации) одного из вариантов виртуального будущего. Инструментом проявления свободы воли является способность предчувствования точек ветвления (моментов, когда возникает «развилка» с возможностью выбора нескольких вариантов будущего), вариантов судьбы, так и способность к волевой концентрации, «притягивающей» нужный вариант развития судьбы. Именно в последнем проявляется очень важное свойство временного континиума – возможность резонансных «дистанционных» взаимодействий между будущим и настоящим. Именно это свойство лежит в основе большинства методов предсказания судьбы, так и магической коррекции будущего.

Исходя из квантово-механических представлений о физической реальности, все объекты нашего мира рассматриваются как волновые пакеты, как бы «размазанные» по всему четырехмерному пространственно-временному континиуму. Если у физического объекта только его часть заключена внутри того, что мы называем его границами, поверхностью. Другая, меньшая часть, которая состоит из элементарных частиц, атомов, молекул находится в любой точке нашего физического пространства. Не существует жесткой локализации неживых объектов и живых существ внутри границ их поверхности. Это наша иллюзия. Такая картина была открыта физикой во второй половине ХХ века, но в Индии она была известна в глубокой древности.

Каждый физический объект (в том числе и человек) только частично находится в настоящем (в данном моменте времени), какая-то его часть лежит в прошлом, какая-то в будущем.

У человека его прошлое, настоящее, будущее находится в подсознании. Поэтому очень многие древние эзотерические практики искали пути гармонии между внутренним миром человека и окружающим его миром. Только на этом пути лежали магические чудеса, когда мир окружающий и мир в душе человека превращались в одно прекрасное неделимое целое, человек становился частью мира.

Согласно доктрине дзэн, художник в своих произведениях передает истину. Но, если истина по дзэн – это Будда. Будда вездесущ, он находится всюду: и в сердце человека, и в каждом уголке природы. Чтобы выразить реальность, художнику необходимо слиться с окружающими его вещами. Художник должен не копировать вещи, а выражать свой внутренний мир, свое видение – животного, дерева, цветка, тростника, травинки… Художник входит в состояние сатори, которое дает это единение. Порывы ветра бьют его в грудь, раскрывающие бутоны цветов нежно трогают его сердце, падающий с утеса камень вызывает ощущение боли, шум моря порождает вибрацию тела. Отвлекаясь от собственного Я, художник сливается с природой, как бы воплощаясь в бамбук, веточку, травинку… только таким он постигает душу вещей.

Существует потрясающий рассказ о смерти У. Лао-цзы, самого знаменитого китайского художника. Когда Учитель понял, что его время пришло, он собрал своих учеников, друзей и родственников, и объявил им, что уходит для жизни в другом мире. Сказав это, художник нарисовал на стене пейзаж и, попрощавшись с родными и близкими, отправился в нарисованную страну. Все собравшиеся могли наблюдать, как он перешел речку по мостику и пошел по тропинке в горы. Он долго поднимался к нарисованной пещере, а когда дошел до нее, еще раз приветствовал всех собравшихся, после чего вошел в пещеру. Там, в пещере, он и исчез навсегда, а с ним исчезла и картина, написанная на стене дома.

Художники Китая добивались именно этого. Им хотелось, чтобы в их картины мог войти любой, кто откликнется на камертон той эмоции, при которой создавалась эта картина. Разделить дорогое ему чувство с дорогими ему людьми. Изобразительное искусство Древнего Китая стояло на двух принципах, которые очень важным и при работе истинного ясновидящего. Когда картина состоит как бы из множества маленьких картинок, то взгляд зрителя скользит по ним, не задерживаясь подолгу ни на одной из них, по крайней мере, вначале.

Восприятие образа определяется активностью очень сложных детекторов признаков – нервных цепей, обнаруживающих линии, кроя, углы и, возможно, окружности. До тех пор пока от рецепторов сетчатки поступает достаточное количество информации, эти детекторы продолжают функционировать, и вы видите образ в целом. Когда изображение становится неподвижным относительно сетчатки, рецепторы перестают посылать сигналы в центр. Они перестают функционировать и зрительный образ исчезает. Когда вы смотрите на рисунок, ваши глаза непроизвольно движутся, но эти незначительные по амплитуде движения приводят лишь к вибрации расплывчатых краев по рецепторам сетчатки. Переход от одного цвета к другому происходит так плавно, что движение расплывчатого края не способно вызвать достаточно резкого изменения стимуляции, которое было отмечено рецепторами.

Те размытые края, которые всегда присутствуют в пейзажной живописи Китая, дают возможность зрителю наблюдать картину по частям, переходя от одного образа к другому. Здесь как бы смоделирована структура нашего мировосприятия. Интересно, зачем? Облачные скопления, размытые края рек, деревьев, перерыв в горизонтальном свитке в виде леса, деревьев, кустарника, реки… Получается, что картину невозможно охватить одним взглядом, как и при содержании реального объекта, вы должны поворачивать голову, всматриваться в различные детали, и постепенно картина становится для рассматривающего ее не только объемной, но и реальной – в нее можно уйти, в ней можно жить!

Здесь срабатывает следующее свойство психики. Когда какая-то информация предъявляется нам на протяжении очень короткого промежутка времени, она не попадает в наше сознание, все восприятие фиксируется на подсознательном уровне. Но то, что проникло в наше подсознание, воспринимается нами уже как знакомая и уже когда-то реально выданная вещь. Таким образом, когда мы приступаем после беглого осмотра свитка к его сознательному рассматриванию, к медитации над ним, у нас уже отпечатался его образ как нечто привычное и узнаваемое, это наше родное, то, что мы всегда искали. Может быть, именно поэтому очень трудно найти человека, которому бы не понравилась китайская живопись.

Работает также и тот эффект, что при перемещении взгляда на пустое пространство – там возникает образ последействия, и все это вместе создает иллюзию, как будто мы видим и пейзаж под туманом, с деревьями, лесом, рекой.

Описанный процесс очень напоминает процесс ясновидения тех времен, когда я только начинала заниматься зеркальными медитациями.

Зеркальные медитации, которым я посвятила почти двенадцать лет, принесли свои результаты. Они сходны с теми, которые ощущали китайские художники и поэты, это есть и в японской поэзии. Я бы назвала это искусством созерцания. А это было одним из основных постулатов древнего искусства медитации.

Согласно канонам древнего искусства истинный художник пишет в состоянии экстаза, удаляясь от вещей, чтобы сосредоточиться в пустом центре космического колеса. Дух становится поистине творцом, только поднимаясь над двойственностью, путем выхода из нее, преодолевая, прежде всего, оппозицию «истина – заблуждение». Для него мудрость – это пребывание, бытие в истине, а не знание о ней.

Художники Китая не позволяли себе для удобства анализа расчленять, рассматривать как нечто неизменное то, что по сути своей целостно и изменчиво. Такой анализ они считали мертвящим, не позволяющим проникнуть в истинный смысл творения, уловить его дух, его глубинную суть. Здесь с особой силой проявляется правополушарный тип доминантности. При оценке произведений искусства они исходили, прежде всего, из своего понимания подлинной сути искусства и назначения художника как выразителя этой сути. Художники-литераторы не ждали от искусства ни хлеба насущного, ни успехов в карьере, ни даже деятельности, которая приносит удовлетворение сознанием исполненного долга. Они видели свое предназначение в том, чтобы посеять семена для произрастания дерева культуры, как воплощение свободного человеческого духа. Сила го роста, внутреннее движение питательных соков скрыты и таинственны. Можно лишь судить об их мощи по внешним результатам, которые можно описать. А они часто были весьма эксцентричны, что, конечно, шокировало окружающих.

И зеркальные медитации, и сотни сеансов и бесконечное чтение массы художественной литературы дали ощутимый сдвиг к особым состояниям сознания. Сеансы превратились в своеобразные медитации, когда прикосновение к чужой руке позволяло уйти в чужой мир. Это было незабываемо. Я могла гулять по осенним склонам гор, тронутым первым снегом, но еще усыпанным оранжевой и цвета темной крови листвой, проходить мимо водопадов, спускаться к шумной горной речке и вдыхать сырой, тронутый первыми морозами воздух, следить за полетом птиц, слышать их крики, душа таяла от ощущения блаженного одиночества и мне не хотелось возвращаться в сутолоку шумного города.

Приходил другой пациент. Это был выселенный из Крыма татарин, и я уходила в мир его тоски по исчезнувшей родине. Это были белые дома с брошенными вещами, громадные сады, с ветками, полными плодов – яблок, груш, персиков, которые тихо роняли спелые плоды в траву – их никто не собирал. И вероятно, эти плоды привлекали в эти сады и дома огромное количество змей. Их расплодилось несметное количество. Было невыносимо жаль видеть как разрушается человеческая жизнь, созданная поколениями трудолюбивых рук, так любящих свои очаги, свою землю, свои сады. Это была, по-настоящему «мертвая зона», пустынная, вымирающая и прекрасная своей печалью прощания. Многих слез стоила эта земля…

Приходил третий посетитель, и я попадала на ночную охоту на сайгаков. Более бессмысленного, жестокого и кровавого зрелища нельзя было представить. Машины браконьеров выслеживали в степи многотысячные стада сайгаков, затем устанавливались громадные слепящие прожекторы и ослепленные, обезумевшие от страха животные, сами мчались под автоматные очереди. А мое сознание присоединилось к стае обезумевших животных, но я ничем не могла помочь. А затем потные окровавленные руки грузили сотни животных на грузовики и под покровом ночи везли в города. Сейчас в степях Казахстана почти не осталось сайгаков.

Чтобы войти в творческий транс, существовали согласно традиционной китайской теории искусства и другие формы. Во многих книгах говорилось о том, что содержание пантомимы воздействует на художника вдохновляющее. Но объект медитации может быть разным. Для одного это может быть пейзаж горный, лесной, морского побережья. Для другого – маленькое стихотворение и картина мастера, для кого-то – философский трактат, для кого-то – алхимический опыт, очень много существует на свете чудесных вещей, которые могут помочь художнику войти в транс. Но красота пантомимы не встретила бы отклика, если бы не нашлось людей, пребывающих в состоянии потенциального экстаза. Жизнь подлинного художника – это не миг, а длящийся экстаз, состояние обостренной восприимчивости и очарованности виденным. Художник, подобно мудрецу, умеет «сохранить нетронутой мощь жизни», и ему достаточно легкого толчка, чтобы пробудить в себе спящую энергию.

Как же достигается это состояние освобождения? Оно не описано в литературе, оно принципиально не поддается объяснению с точки зрения традиционной китайской эстетики как нечто непостижимое по своей природе; но распознается по своим проявлениям. Йог в состоянии медитации видится сидящим неподвижно, он сосредоточен в духе, его можно колоть иголками – он не чувствует боли. Адепты «Чань» ведут себя иначе: «их мысли беспрерывно скользят по всему, ни на чем не фиксируясь».

Это подтверждают и современные электроэнцефалогические исследования. У йога в медитации регистрируется альфа-ритм, сходный с тем, который наблюдается у загипнотизированного человека в стадии сомнамбулизма. Этот альфа-ритм не подавляется световыми вспышками и другими раздражителями. Напротив, у Чаньского монаха каждое воздействие вызывает полную реакцию, альфа-ритм исчезает. Но в такой форме медитации каждое последующее раздражение (хоть сотое, хоть тысячное) вызывает точно такую реакцию организма как самый первый раздражитель, привыкание абсолютно не наблюдается.

Можно предположить, поскольку весь чань-буддизм пронизан преклонением перед красотой в окружающем мире, то художнику очень важна новизна и свежесть восприятия. Глаз художника становится особенно чувствителен к малейшим нюансам и оттенкам прекрасного, с него словно спадает корка стереотипов и шаблонов, и он воспринимает мир по-новому, как новорожденный. Это все и обусловило выработку именно такой формы медитации среди китайских «знаменитостей».

Я бы назвала сеанс ясновидения созданием резонанса взаимопонимания. Существует общий язык образов, на котором говорят все люди нашей планеты. Может быть, поэтому меня понимали за рубежом без слов. Я проводила сеансы в Прибалтике, когда ко мне подошла женщина, у которой была очаровательная дочурка 5-6 лет. Ее мать была озадачена. «Моя дочь не понимает по-русски,– сказала она,– но она дословно рассказала мне все, о чем вы говорили, но на языке образов».

В физике резонансом называют увеличение амплитуды колебаний объекта, когда его собственная частота колебаний совпадает с частотой внешнего воздействия. Так, взаимопонимание можно рассматривать как проявление информационного резонанса, при котором большая часть элементов сообщения, передаваемого одним человеком, уже содержится в памяти другого, которому адресовано сообщение. Человек понимает собеседника, если оба говорят на том языке, которым владеют. Специалисты понимают друг друга, если у них одинаковый уровень подготовки. Взаимопонимание возможно при близких уровнях развития.

Так дальневосточный художник уходил в свой мир и соотносил с ним все воздействия, приходящие, извне, до тех пор, пока они не вызывали «резонанс» в нем. Это творческий процесс. Точно также работает и ясновидящий. Рождение программы будущего – это совместно срезонированный процесс ясновидящего и того человека, который обратился к нему за помощью. Если этот резонанс создан, то у терпящего бедствие есть реальный шанс преодолеть свою проблему. Ясновидящий не может быть равнодушным и холодным человеком, потому так много подлинных мастеров достаточно рано уходят из жизни.

У этой записи один комментарий

Добавить комментарий