Культура денег и национальные ценности.

Автор: Нора Бекмаханова.
впервые опубликовано на сайте dialog.kz 21 июля, 2008

Одно из наблюдений современных ученых гласит о том, что практика показывает, что во взаимодействии национальных культур одни из этих культур и соответствующих им ценностей бывают более активными по сравнению с другими. Например, начиная с XVIII века, с эпохи колонизации восточных стран западными, рациональная западная культура неизменно подавляла культуру Востока, и последняя вынуждена была перенимать, подстраиваться под ценности Запада.

Вот почему, отмечают обеспокоено аналитики, в культурном развитии нации, ее способности выживать и отвечать на вызовы других наций в целом, столь большую роль играет межпоколенная трансляция ценностей. Если в этой трансляции наступает сбой, если старшее поколение не способно защитить свою культуру от воздействия иноземной, а молодое поколение перестает отождествлять себя с национальными ценностями старшего поколения и своих предков, то существование такой нации или этноса ставится под сомнение.

Еще вчера мы, жители и граждане советского общества всячески открещивались от «ужасов» капиталистического общества, но вот прошло полтора десятка лет и капитализм уже проник в наши души. Так ли крепки оказались национальные и советские стереотипы сознания, что мы, вчерашние апологеты советского строя, сегодня с пеной на губах защищаем основные атрибуты капитализма?

Капиталистическое общество раньше называли обществом «социальных иллюзий», свободно ли современное общество Казахстана от этих иллюзий. Попробуем разобраться в том, как национальные стереотипы сознания были подменены понятием «имидж» и что за эти стоит. За понятием стереотипа стоит стремление человека свести разнообразие мира и немногим определенным категориям и облегчить себе, таким образом, понимание и оценку явлений.

1) Стереотип возносят на основе восприятия, а не прямого опыта.

2) Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно, в процессе усвоения опыта, закрепленного в виде привычных представлений. Стереотипизация тесно связана со стремлением человека, все рассортировать, разложить по полочкам в собственном сознании.

3) Стереотипы способствуют закреплению традиций и привычек. Они выступают как средство защиты психического мира личности и как средство ее самоутверждения. Они (стереотипы) – крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем.

4) Стереотипы воздействуют на формирование нового опыта.

Но, стереотипы могут иметь и негативный характер.

5) И все же стереотипы – преимущественно неточные образы реальности. Они могут быть основаны на ошибке, на привычке принимать предвзятость за истину.

6) Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории – «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» – синонимом «плохого». Следовательно, стереотип несет в себе оценочный характер.

7) Стереотип выражает чувства личности, ее систему ценностей; он всегда соотносится с групповыми чувствами и ценностями. Обычно, когда мы придерживаемся предрассудков, мы не анализируем характер человека, не пытаемся оценить хорош он или плох. Мы сразу видим: лишенного юмора англичанина, бесшабашного цыгана, ленивого индуса, коварного ариста, буйного ирландца, жадного еврея, стопроцентного американца.

Поэтому среднестатический человек живет штампованными представлениями. Он упрощает и усредняет все окружающее. Он связан уже с готовыми установками, ценностями, но не с истиной. И формируется он не на собственном опыте, а заимствуется уже готовым у той социальной группы, и которой принадлежит человек. Для него не имеет значение достоверность стереотипа – он черпает в нем групповую оценку определенного явления и, чтобы соответствовать ценностям группы, строит свое поведение в соответствии с этой оценкой.

Не секрет, что сегодня наше общество испытывает настоящий голод по герою. И так как капитализм уже прочно обосновался в нашем обществе, то почему бы нам с вами уже не воспользоваться готовыми рецептами изготовления героев по американскому образцу.

Воспользуемся для этого материалами печати. В жизни буржуазного общества место героя заняли «знаменитости»? О них весьма интересно сказал один из американских социологов, имел в виду человека, чья слава, в отличие от славы подлинного героя, «сфабрикована», и у которого величие заменено известностью. Подобная замена вызвана тем, что «мы практически хотели такого превращения для того, что рассчитанные на потребление рынка человеческие модели – современные «герои» – могли бы производиться в массовом масштабе.

И действительно, чтобы стать подлинным героем, необходимо обладать незаурядными качествами. Что же касается «знаменитостей», то ими может стать практически любой, попади они в соответствующую ситуацию. Культ «знаменитостей» помогает поддерживать веру в то, что известность и слава доступны каждому, что у всех «равные возможности», надо только искать случая.

Многим кажется, что жизнь буржуазного общества постоянно подтверждает реальность такого варианта обогащения. Разве мультимиллионер Нельсон Рокфеллер не женился на своей скромной служанке? Разве безвестная и добродетельная танцовщица из Квебека не вышла за знаменитого актера Сэмми Дэвиса-младшего? Весьма характерно, что так называемые «мыльные оперы», где главная героиня – скромная простая девушка своим трудолюбием добивается внимания богатого жениха, до сих пор собирают многомиллионные аудитории, и дают значительную часть дохода телевизионным компаниям. Трогательная Золушка давно уже стала важным персонажем социальной мифологии буржуазного общества.

Огромную роль в распространении мифа о современных Золушках, дождавшихся «своего принца», сыграла и играет «массовая культура», особенно Голливуд. Бедная девушка, своим смирением и прочими добродетелями завоевывающая сердце жениха-миллионера, была и остается в самых различных вариациях одной из главных героинь западного кинематографа, который и создал киновариант «американской мечты». У нас этот вариант преломился в ожиданиях многих тысяч молодых девушек и женщин, уезжающих из стран постсоветского пространства в поисках богатых женихов на Запад. Собственные женихи уже неинтересны. Только большинство этих поисков приводит женщин на панель.

В ожидании «божьей благодати» вся жизнь рассматривается уже не как сложная «равнопартнерская игра», а как лотерея, где личные качества практически ничего не значат, где расчет может быть только на удачу и, следовательно, в неудаче винить некого. Неудачу тоже нужно уметь переносить и можно утешаться афоризмом Брета Гарта: «Настоящий мужчина тот, кто умеет проигрывать».

Не потому ли в буржуазном обществе особенно высок интерес по всевозможным лотереям, как официальным, так и подпольным, ко всевозможным тотализатором, находящимся, как правило, в руках мафии.

Пресса Запада переполнена объявлениями о всевозможных лотереях. Кто только их не устраивает! И частные фирмы, и правительства целых государств. Вот канадская лотерея предлагает ежемесячно четыре выигрыша по миллиону долларов, и десять – по полмиллиона, не считая сотен других выигрышей. Вот лотерея северо-западных земель Германии, предлагающие выиграть в один присест 2 миллиона марок. Примечателен девиз лотереи «Десять миллионеров – наш бизнес». На картинках изображены обезумевшие от счастья люди, «валяющиеся» на деньгах, стоящие рядом с собственным мешком денег, отдыхающие на пустынном пляже, усеянном пачками денег. Соблазн, одним словом!

Ну, а если кто и вправду выиграл приличную сумму, то уже пресса буквально захлебывается, расписывая в деталях, как сходил с ума счастливец или счастливица.

Культ «удачи» превращает людей в легкую добычу всевозможных жуликов и проходимцев, дельцов организованной преступности. Если же «миллион» выигран в официальную лотерею, то журналы, ликуя, печатают портреты рыдающего от счастья победителя, и он сам тоже становится героем социальной мифологии капиталистического мира. Только в США продается 70-100 млн. лотерейных билетов. К этому надо добавить сотни миллионов неофициальных букмекерских сделок, заключенных в подпольных тотализаторах. Западные страны охвачены эпидемией азартных игр. Все это – выражение надежды на «быстрый успех», на воплощение пресловутой «американской мечте». Игра на репутации американского президента Билла Клинтона Моники Левински принесла ей состояние в 1,5 миллиона долларов. Определенная часть американского общества пришла к выводу: «Полгода позора, но зато девушка обеспечила себя на всю жизнь». Успех – любой ценой, чтобы за ним не стояло, таково кредо современного американца.

Примеры примерами, но практичный американец, соблазненный чужой удачей, требует и деловых «рецептов» обогащения. Поэтому западная популярная литература и пресса полны назидательными нравоучениями о том, как добиться успеха. В США чрезвычайной популярностью пользуются всевозможные «руководства по обогащению» – книги типа «как успешно вкладывать деньги», «Как установить контакт с людьми», «Как избавиться от долгов», «1001 способ разбогатеть», «Любовь к деньгам», «Как получать деньги, которые вы заслуживаете», «Как быть финансово обеспеченной женщиной».

Еще Бенджамин Франклин для реализации «американской мечты» проповедовал три добродетели: «здравый смысл, упорный труд, ревностное прилежание». Веком позднее другой «великий морализатор» Генри Форд объявил, что успех в бизнесе и соответственно в жизни зависит от таких добродетелей, как «бережливость, трезвость и религия».

Однако как показывает практика современного западного общества, добиться «делового» успеха с помощью «бережливости», «здравого смысла» и «прилежания» удастся только героям простодушных «киносказок». Американский киноактер Грегори Пек как-то заметил: «Наше общество до безумия стремится к успеху, и каждый пытается раздавить других. Сегодня, к сожалению, многие американцы продали бы даже родную мать, только бы это принесло им деньги, признание, славу».

В создании героя по американскому рецепту есть два основных решения. Одно рассчитано на обычного среднего человека, об этом хорошо сказал Герберт Маркузе в своей книге «Одномерный человек»: «Люди узнают себя в своих вещах: они находят свою душу, воплощенную в их автомобилях, стереосистемах, двухэтажном доме, в кухонном оборудовании. Изменился сам механизм, который связывал индивида с обществом, и социальный контроль выражается в новых потребностях, которые выдвигает этот механизм». Обществом потребителей управлять гораздо легче, им нужно только запрограммировать новые потребности. А вот гражданами свободного от власти денег общества управлять будет много труднее, а правящая элита Запада это прекрасно знала всегда.

Разумеется, героем № 1 в США можно назвать президента страны. В США на уровне обыденного сознания существует определенный стереотип президента, который по понятным причинам, совпадает в значительной степени со стереотипом «отца». Он должен быть не слишком молод, «добр», «обходителен», «мудр», обладать нужными знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы быть «лидером», должен любить детей, быть достаточно религиозным (но не фанатичным), скромным, бережливым («знать цену деньгам налогоплательщиков»), любить животных. Все эти качества называются в ходе опросов общественного мнения во время предвыборных компаний. Но предположим, что определенный кандидат на эту должность некоторыми, а порой многими чертами «президентского стереотипа» не обладает. Это обстоятельство может оттолкнуть избирателей от данного кандидата. И тогда, в действие вступает соответствующий «имидж» кандидата, чья задача – наделить его недостающими чертами и тем самым затушевать те из них, которые не соответствуют стереотипу президента.

Скажем, президент «должен быть мудр» – в прессе и на телевидении появляются изображения кандидата во время заседаний, при этом его лицо должно отображать глубокие раздумья (брали бы с этого пример наши мажилисмены, а то во время заседаний парламента мы наблюдаем нечто противоположное) или же, если есть опасение, что кандидат рассматривается в массах как бесхозяйственный человек, который будет расточительно распоряжаться государственным бюджетом, а это может привести к повышению налогов, то есть отразиться непосредственно на доходах каждого человека, тогда пропаганда создает кандидату «имидж» человека решительного, бережливого. Но как? Очень просто – в 1968 году прессу обошла фотография кандидата в президенты США Эдвард Стивенсона, сидящего на скамейке так, что были видны стоптанные подошвы его ботинок. в представлении обывателя эта фотография должна была подтвердить, что Стивенсон – человек бережливый и сорить деньгами налогоплательщиков не будет. Рейтинг кандидата резко подпрыгнул вверх. Это потом, после президентской эпохи Рональда Рейгана мы узнали о его неизлечимой болезни Альцгеймера, которая не позволяла ему выполнять свои функции, но это уже потом. А в период своего президентства Рональд Рейган исправно, и даже не без некоторого блеска выполнял свою роль. Слов нет, хороша у него была команда! Отто фон Гирке, один из ведущих юристов начала ХХ века верно, и с определенным чувством пафоса изобразил мифическое отношение к нации следующим образом: «Я почувствовал, что он (дух народа) омывает мою душу, и испытал, как он омывал души всех других с равной силой. Это не было соглашением, способным возникнуть в результате беседы одинаково мыслящих отдельных людей. Это было познание себя в более высоком единстве жизни целого, как оно может исходить лишь из самого действующего целого. Казалось, почти угасло на время индивидуальное Я. Одно возвышенное Я общности Родины овладело сознанием своих членов. Тогда стала достоверностью вера: я созерцал дух народа».

Может быть, именно эта патетическая идея единства всего народа и отдельного человека и легла в основу празднования 10-летия Астаны, дайте народу в минуту праздника почувствовать дух единения.

«Национальное чувство» такого рода, очевидно, формируется теми же самыми особыми и значимыми представлениями, что и понимание принадлежности к роду и племени. Здесь также исчезают резкие отличия материального и идеального, внутреннего и внешнего. Соответственно, внешние предметы, в которых «живет» и материализуется нация, такие, как ландшафты, архитектурные памятники, документы, культовые места и т. д., становятся той самой частью внутренней сущности каждого, кто принадлежит этой нации. Человек и Отечество, человек и Родина сплетаются таким образом в одно неразрывное целое, и, кто его теряет, тот теряет свою идентичность. Человек таков, каков он есть, благодаря тому, что он живет окружающим миром, и последний живет в нем.

В свое время, читая Расула Гамзатова я запомнила одну историю. Поэт рассказал: «Однажды в Париже я встретил художника-дагестанца. Вскоре после революции он уехал в Италию учиться, женился на итальянке и не вернулся домой. Привыкший к законам гор, дагестанец трудно приживался на своей новой родине, но куда бы он ни поехал, везде с ним была его тоска.

Приехав из Парижа домой, я разыскал родственников художника. К моему удивлению, оказалась еще жива его мать. С грустью слушали родные, собравшись в сакле, мой рассказ об их сыне, покинувшем родину, променявшем ее на чужие земли. Но как будто они прощали его. Они были рады, что он все-таки жив. Вдруг мать спросила:

– Вы разговаривали по-аварски?

– Нет. Мы говорили через переводчика. Я по-русски, а твой сын по-французски.

Мать закрыла лицо черной фатой, как закрывают его, когда услышат, что сын умер. По крыше сакли стучал дождь. Мы сидели в Аварии. На другом конце земли, в Париже, тоже, может быть, слушал дождь блудный сын Дагестана. После долгого молчания мать сказала:

– Ты ошибся, Расул, мой сын давно умер. Это был не мой сын. Мой сын не мог забыть языка, которому его научила я, аварская мать».

Мать художника отказалась от живого сына. Для нее он стал «мертвым», то есть все то, что составляет истинную национальную сущность человека, художник потерял в своих странствиях по дорогам Запада. И это полностью убило и обесточило его талант. Он продолжал рисовать картины на дагестанскую тему, но они не были никому нужны. Пустота, одиночество и вечное сиротство ожидают человека, забывшего свою нацию, язык и Родину, предупреждал поэт. Это лучшая часть человеческой души.

Каждый народ плохо или хорошо создает свои собственные мифы. Они необходимы для поддержания духовного здоровья нации. Д. Кемпбелл назвал четыре функции нормально действующей мифологии.

1) Первая – мистическая. Ее задача заключается в том, чтобы пробудить и оберечь в каждой личности чувство благоговения и признательности по отношению к загадочной природе Вселенной, человеку следует сознавать себя частицей этой тайны, ведь загадки всеобщего бытия кроются в глубинах его души.

2) Вторая функция живой мифологии – описывать картину Вселенной в согласии с научными познаниями эпохи и средой обитания народа.

3) третья задача действенной мифологии заключается в том, чтобы помочь личности шаг за шагом, сохраняя здравие, силу и гармонию духа, пройти весь обозримый путь исполненной смыслом жизни.

4) Четвертая функция мифологии – подтверждать, поддерживать и внушать нормы определенного морального уклада, а именно нравственные принципы того общества, где предстоит провести жизнь человеку.

Д. Кемпбелл сравнивает современную мифологию с сумкой кенгуру, где неопытный и крошечный детеныш готовится к будущей жизни. Сходную биологическую функцию выполняет для нашего вида мифология – своего рода естественный орган, столь же необходимый для жизнедеятельности, но имеющий, очевидно, совершенно иную природу. Мифология, словно птичье гнездо, сложена из материалов, собранных неподалеку, в местной среде,– на вид сознательно, но в полном соответствии с архитектурой, почерпнутой из неосознаваемых глубин. Не имеет значение, останутся ли ее нежные, умиротворяющие и руководящие образы полезными для взрослой особи. Она предназначена вовсе не для зрелой личности. Ее главная задача – взрастить неопытную душу, подготовить ее к встрече с внешним миром. Таким образом, уместен лишь один вопрос: к чему будет приспособлен воспитанный на ней человек – к жизни в реальном мире или в каком-то раю, воображаемой социальной среде. Соответственно, особая функция мифологии – помощь подготовленному потомству выбраться наружу, покинуть миф. Это второе чрево, и стать, как говорят на Востоке, «дважды рожденным», то есть полноправным взрослым человеком, который оставил детские годы позади и занимается реальной деятельностью в реальном мире.

Двадцатый век оставил нам на память два гигантских эксперимента, когда на основе мифа создавались новые народы. Советский миф – советский народ, немецкий миф – немецкий народ. Третьего гитлеровского рейха. Результаты были впечатляющими, только если первый эксперимент создал из нищей, голодной, полуразрушенной страны, обескровленной гражданской войной и революцией – могучую сверхдержаву, то немцы и население Земли заплатили миллионами жизней за ослепление себя нацистскими мифами.

Настоящие мифы говорят с нами языком символов. Настоящий символ не просто указывает на что-то другое. Он содержит в себе определенную структуру, которая пробуждает в человеке обостренное понимание глубинного смысла жизни. Именно символизм позволяет человеку эмоционально и сознательно соприкоснуться с глубинами собственной души, другими людьми и Богом.

Могут ли деньги стать определенным мерилом человеческой личности? Как отмечает в своей книге «Ценностные ориентации казахстанского общества: теоретико-методологический анализ» К. Нугманова вполне могут. Но стоит четко различать две вещи. В обществах стабильных, западного типа, которые долго шли к роли денег как мере общественной значимости человека, деньги играют даже стабилизирующую, организующую роль; поскольку общества исторически выдвигали деньги на роль станового хребта. Немалую роль в популярности голливудских кинозвезд играет тот фактор, что они жертвуют миллионы долларов на благотворительность, на борьбу со Спидом, на помощь людям, попавшим в стихийные бедствия. На западе существует большое количество фондов, помогающих бездомным, наркоманам, животным. Желание прийти на помощь – одна из черт, скажем, английского стереотипа сознания. Я помню, как глубокой ночью моя сестра и ее сотрудница очутились в противоположном от аэропорта направлении. Они нечаянно сели не на тот автобус, и он увез их за несколько сот километров на другой конец Англии. Перед ними сначала остановился полицейский, привез на вокзал, а там женщина средних лет, жительница деревни предложила отвезти их в аэропорт, она везла их на своей машине несколько часов и они успели на самолет. Она отказалась взять деньги и просто сказала: «Мне было приятно сделать доброе дело». Для нее существовало добро, которое выше денег.

А в Казахстане деньги как абсолютная мера вещей вытесняют все человеческое. Они разрушают семьи, дружеские отношения, ставят людей на грань самоубийства. Список можно продолжить, он достаточно велик. Нет почти ни одной стороны человеческих отношений, которые бы не подверглись коррозии денег, они разъедают и уничтожают все. Поэтому как это ни неприлично сознавать, в развитых странах деньги играют роль пусть и далекой от нравственности, но все же определенной системы ценностей. В нашем же обществе они продуцируют только криминальную ценностную систему, и это не случайно. Без колоссального духовного воспитания человека деньги еще долго будут нести в себе фактор разрушения, так как о системе нравственного воспитания в Казахстане говорить всерьез не приходится.

Но существует в Казахстане один из секторов рынка, который сумел очень четко приспособиться к нуждам сегодняшнего дня. Полное отсутствие каких-либо нравственных ориентиров у продавцов, и ничем не прикрытая алчность у покупателей. Это богатый верхний слой казахского общества, который ищет благословения Аллаха на свои добытые сомнительным путем состояния.

Существуют определенные предпосылки возникновения и развитие парапсихических и экстрасенсорных возможностей в переломные, критические периоды развития общества. Он характерен для многих стран. Слепая сила эксплуататорских отношений (а он в Казахстане уже сложился, это заметно по отношению к гастарбайтерам из других стран) постоянно приносила внезапное, неожиданное, случайное – разорение, нищету, гибель. Груз отрицательных эмоций приводил к поискам выхода, утешения, разрядки. В силу неразвитости казахстанского общества эти поиски выливаются преимущественно в религиозные формы: в жертвоприношения, обращения к услугам экстрасенсов, колдунов, целителей; в боготворчество, т. е. в придумывание или создание новых богов, духов, обрядов. Наконец, в поиски «лучшей» религии, переход в буддизм, христианство, приобретение двое-троеверия. Из этих форм, или средств, решение вопросов наиболее характерными и распространенными были «боготворчество», «обрядотворчество». Будучи убежденными в том, что какие-то боги или духи могут помочь в облегчении положения, целители и колдуны пускались в поиски этих сил. Исканием этим не было предела, они порой принимали самый причудливый и уродливый характер, унижающий достоинство человека. Как в свое время американская мафия, которая славилась своей жестокостью и полным бессердечием оказалась полностью не подготовлена ни психологически, ни физически и долго находилась в состоянии нервного шока от встречи с русской мафией, которая ее перешагнула во много раз по возможностям незаконного объема денег и собственности у доверчивых граждан, точно также действуют с доверчивыми обывателями и предприимчивые дельцы на рынке экстрасенсорики.

Если сегодня казахстанские экстрасенсы по собственному желанию провозгласили себя раздатчиками божьей благодати, хотя вместо действительной помощи посетители получают нечто совершенно противоположное. Посвященные – это совершенно особая категория людей, которая проходит многолетнее духовное очищение, меняясь не только внешне, но и внутренне и только тогда появляются такие люди как Мать Тереза, святой Сергей Разонежский, святая Матрона, возведенный народным мнением в ранг главного аруаха Казахстана мой прадед Аблай-хан. Что можно получить из рук человека с черной, неотмытой душой? Ничего, кроме камня вместо обещанного куска хлеба.

Не стоит кормить это самозваное сословие жадных, невежественных и ленивых людей, которые объявили себя продавцами божьей благодати, а стоит подумать о том, что давно пора создать музей национальной истории, где наши дети будут учиться благородству и любви к собственной родине на подвигах своих отцов и предков. В этом музее найдется масса вещей, передаваемых из поколения в поколение, и хранящее живую энергию памяти, которая поможет казахстанцам выжить в трудные времена, рассчитывая на собственные силы и возможности.

Есть одно очень верное наблюдение. Поедал мясо животных, не знающих, что такое воля и независимость, ты и сам в какой-то мере таким делаешься. Мясо становится котлетой или отбивной, а ты принимаешь в себя его слабую ущербную энергию. Животные-рабы и тебя рабом делают. Может быть, потому и нет сильных шаманов в городе. Не то окружение, не та пища. А какой духовной пищей могут накормить посетителя лжепророки, вчерашние убийцы и уголовники, которые одев на себя новые одежды, по-прежнему творят свои беззаконные преступления только уже в другой форме.

Случай 1.

Экстрасенс – русский мужчина 40 лет, отсидевший в тюрьме за убийство. Любитель кровавых ритуалов. Режется животное, окровавленная тушка прикладывается к обнаженному половому органу, читаются христианские молитвы. В психологическом плане – патологический тип, склонный к насилию и жестокости в изощренных формах. Ненавидит людей за то, что отсидел десять лет в тюрьме. На какую «божественную благодать» из рук человека с кровавым прошлым могут рассчитывать его клиенты. Поэтому через какой-то срок вместо обещанного благополучия в их жизнь входит разорение, болезни и смерть. Работа такого лже-целителя поставлена на поток, его доходное предприятие процветает. И закрадывается крамольная мысль, а может в этом заключается горькая правда и такие «экстрасенсы» работают «чистильщиками» (уничтожители трупов) и санитарами в переходных обществах, уничтожая представителей богатого общества столь необычным и экзотическим образом? Так волки уничтожают в стадах нежизнеспособных животных, заботясь «по-своему» об оздоровлении поголовья животных? Не стоит забывать о том, что стоит сначала заглянуть в колодец, из которого ты собираешься пить воду, как бы самому не стать «жертвенным» животным.

Случай 2.

Дачный участок в горах. Выкопана глубокая яма и очередной «пророк» рассказывает сотне слушателей очень странную историю. На месте дачи он обнаружил клад. В нем находился бронзовый светильник, который стоит 50 млн. долларов. Так как это был дар свыше, от аллаха, то он должен выкопать подземную мечеть в 50 комнат. На руки посетителям раздаются документы, по которым каждый обязан привести с собой еще сотню человек на это место, либо должны подписаться 100 человек с требованием выделить ему из бюджета 250 млн. долларов на строительство. После этого он будет избран Президентом Казахстана. На мой вопрос: «А куда должен уйти нынешний президент?» Но, увы, меня не удостоили ответом. Потом он рассказал, что нашел на раскопках кости первых мужчины и женщины Адама и Евы. На первый взгляд, перед вами возможный шизофреник с манией величия. Но плата за посещение 1000 тенге, за возможность подержать кусочек треножника – 100 долларов. Когда в России начинали раскручивать таких новоявленных «пророков», а к ним ежедневно приезжают сотни людей, то очень быстро выясняется, что за ними стоят определенные политические силы, которые хотят дестабилизации общества. А в паре случаев были и террористические организации. Как сладко спит Наша организация, которая обязана держать такие факторы под контролем. А то ведь создано вполне доходное предприятие.

Случай 3.

Гора Унгартас. Уже приватизирована местным экстрасенсом – почтенного возраста женщиной. На получение возможности посетить гору надо заплатить цену двух баранов – либо деньгами, либо живьем. Метод лечения – под землей вырыто помещение. Людей раздевают догола и читают над ними молитвы из Корана. Умер, возможно, уже не один человек, так находились там без всякой медицинской помощи. Экстрасенсорные способности отсутствуют. Поддержка местных властей обеспечена. Существуют и процветают собственные охранники. Место, которое было бы любопытно и туристам. В Алматы очень мало достопримечательной. А развалины, которые оккупированы невежественной, неграмотной и самоуверенной женщиной, оставляют администрацию города без серьезного источника прибыли.

Если в обществе существует духовный вакуум, то он будет, несомненно заполнен, только не теми людьми, которые были бы к этому профессионально подготовлены. Судя по всему, в Казахстане государство и соответствующие инстанции самоустранились от этого процесса. В результате, подготовив легко внушаемую толпу, а ее может быть не так уж много – 1000-1500 человек, увлеченные фанатиком религиозного толка будут способны дестабилизировать обстановку в крупных городах, так что потом руками разводить будет уже поздно.

Случай 4.

В Интернете был опубликован «Крестный тесть». Ко мне обратилось достаточно много народу с просьбой объяснить – неужели существуют такие жуткие и унизительные обряды посвящения 12 апостолов. Я уже тридцать лет занимаюсь исследованием экстрасенсорных феноменов. В данном эпизоде, как в капле воды отразилась вся фальшивая и лживая структура, и основа книги. Таких посвятительных ритуалов нет. У всех народов планеты посвятительные ритуалы открывают дверь в подсознание, меняют уровень восприятия информации из окружающего мира, открывают глубинные стороны человеческой души, открывают путь человека к Богу. Этот эпизод состряпан по принципу винегрета из дешевых мистических романов, где пугают читателя различными ужасами. Если бы кровавые жертвоприношения открывали сверхспособности человека, то самыми лучшими ясновидящими стали бы вчерашние убийцы. Но, как это ни странно, все они рано или поздно попадают в тюрьмы. Если автор берется за столь сложный материал, который ставит под сомнение его компетентность, то для меня становится абсолютно ясно, что большинство эпизодов книги также придуманы автором. Это фантазии шизофреника, профессионалы не допускают в работе таких досадных промахов. Не вышел из господина автора писатель, полная профессиональная непригодность. Комплекс собственной неполноценности надо лечить другим способом.

В Казахстане, в отсутствие стройной и законченной системы духовного воспитания работает и процветает другой социальный конвейер, который можно назвать системой, разрушающей личность человека. Ядро человека складывается из таких элементов, как убеждение, поведение, мыслительные процессы и эмоции, которые образуют организованную определенным образом структуру. Под воздействием контроля над сознанием исходная личность человека, сформированная под воздействием семьи, образования, дружбы; а самое главное – собственного свободного выбора, разрушается и замещается другой личностью, часто такой, которую сам человек никогда не выбрал бы без принуждения. Так, что стоит сто раз подумать о том, кого вы выбираете в духовные наставники, так как государство в полной мере еще не приступило к исполнению своих прямых обязанностей в данной сфере.

Добавить комментарий